Эпитет — по-гречески «приложить», «присовокупить». Может быть отдельным словом, их сочетанием либо целым выражением. Ответ на вопрос о том, что такое эпитет в литературе, лежит на поверхности. Это слово употребляется с целью придания яркой насыщенности либо дополнительного смыслового колера фразам и предложениям. Почаще употребляется в поэзии, так как стихотворная форма выражения просит изящества. Но и прозаики часто употребляют эпитет как надежный инструмент для придания своим произведениям художественной привлекательности. Почти всегда он употребляется в форме прилагательного либо наречия. Органичное сочетание эпитетов с окружающими словами может перевоплотить обычное повествование в произведение литературного искусства.

Что такое эпитет в литературе? Представления ученых-филологов относительно его принадлежности, места в языковом пространстве разноплановы. Одни считают, что epitheton ornans носят чисто эстетический нрав и используются для декорации. Другие считают, что их значение еще обширнее. Их внедрение позволяет кардинально поменять смысловую направленность текста, к примеру добавить иронию. Отдельные слова-эпитеты, примеры которых есть в любом литературном произведении, могут логически выстраиваться либо размещаться беспорядочно. Есть посреди писателей и сторонники словесной эквилибристики. У их эпитеты используются в неразумном количестве. В данном случае происходит профанация литературного приема как такого.

Российский писатель Владимир Солоухин отдал собственный ответ на вопрос о том, что такое эпитет в литературе. Он охарактеризовал его, назвав «одежкой слова». Лучше не скажешь, конкретно одежки, или просто наряженные, или торжественные, декорируют как людей, так и слова. А как это будет прекрасно, находится в зависимости от портных и от мастеров литературного искусства. Бедно одетый человек не завлекает внимания, мимо него проходят, не оборачиваясь. Другое дело — камзол, расшитый золотыми нитями, — глаз не оторвать, охото потрогать теплый бархат, коснуться позументов. То же и со словами: читаем и перечитываем витиеватые, образные выражения, стараемся осознать глубину мысли создателя. А он уводит все далее и далее.

Эпитеты могут быть прямыми и опосредованными. «Стройная береза» — тут эпитет не находится. Если сказать «статная береза», он уже есть. Почему? В первом случае прилагательное «стройная» не необычное, обыденное. Дерево прямое и стройное. А вот словосочетание «береза статная» привносит определение нрава великодушного растения. Мы представляем гордость как черту его нрава. Отсюда статная осанка, отсюда «статная береза». Дерево стало одушевленным, и мы готовы с ним побеседовать, пообщаться. И это чудо вышло поэтому, что был использован эпитет. Примеры из литературы которого можно продолжить. Если говорится «журчащий ручей», эпитета нет, «плачущий ручей» — он налицо. «Розовая заря» — без признаков эпитета, «пламенеющий румянец зари» — он есть. «Золотая дама» — дама с восхитительным нравом, он снова находится.

Есть выражение «…и повели под белоснежные рученьки…». Понятно, что рученьки никакие не белоснежные, вероятнее всего, это были грубые ручищи хулигана, которого повели охраны порядка. Но непререкаемая образность повествования отрисовывают благовоспитанную картину практически священного деяния. Реализовано главное назначение этого слова — украсить, обустроить, придать очарование. Итак, что такое эпитет в литературе, понятно. Он рождает литературный шедевр.