Теории мотивации разрабатывались разными научными школами в протяжении долгого исторического времени, и на сегодня сформировалось довольно много научных подходов к разъяснению этого парадокса. А.Н. Леонтьев, к примеру, считал, что мотив и мотивация в психологии представляют собой целую сферу научного энтузиазма, в рамках которой исследуются вопросы возможностей, динамики психологических процессов, связанных со познаниями и их усвоением. Поэтому ответ на вопрос, что такое мотив, он находил в его источниках – практической деятельности. Таковой подход в науке получил заглавие когнитивного, где сознание и познания занимают центральное место.

Другие подходы изучили мотивацию как фактор поведенческого происхождения и значения. А именно, Аткинсон разработал концепцию, согласно которой, не считая фактически знаниевого нюанса, рассматривался мотив как регулятор поведения, другими словами его значимость расширялась, распространяясь фактически на всю сферу соц отношений.

В самом общем виде мотивы можно трактовать как устойчивые побудительные предпосылки совершения человеком каких-то поступков, действий либо даже ведения определенного стиля жизни. Мотивация же в этом контексте стает как динамический процесс, который содержит в себе инициализацию людского поведения, определение направления этого поведения, его разъяснение для себя и окружающим, компанию и активность, другими словами степень стойкости деятельности в согласовании с данным мотивом.

Осознание того, что такое мотив, является начальным параметром свойства потребностей человека. В этом появляются его сила, частота проявления и появления, способы и методы реализации. Очередное принципиальное значение мотив как понятие приобретает при исследовании цели деятельности человека. Тут его природа проявляется в том, что им определяется актуальность цели и степень ее понимания. Дело в том, что мотивация поведения достаточно нередко проявляется как осознанная и безотчетная

Чтоб более системно представить для себя, что такое мотив, какие научные трактовки приняты и сформировались в науке, идеальнее всего показать содержание концепций, сложившихся в психологии применительно к данной дилемме.

Эволюционная теория Дарвина отдала толчок к исследованию психологической природы человека поначалу на уровне инстинктов. Фрейд, Макдауголл, Павлов и другие стремились разъяснить многие (если не все) формы людского поведения действием прирожденных инстинктов, которые и рассматривались ими как главные мотивационные установки. Потом ограниченность таковой трактовки привела к возникновению поведенческой теории (бихевиористической).

Это направление в психологии более точное оформление получило в трудах Уотсона, Халла, Скиннера, в каких они попробовали разъяснить мотив как детерминирующий поведение, стимульно-реактивный фактор. Значимый вклад в развитие этого направления психологии и выяснение, что такое мотив и какова его природа, занесли Бернштейн и Анохин.

Во 2-ой половине прошедшего века сформировалась популярная доктрина «общества всеобщего употребления», одним из теоретиков которой был У. Маслоу. Представители этой научной школы трактовали мотив как динамическое явление, развивающееся в согласовании с эволюцией человечьих потребностей. Таковую они представляли последующим образом. Потребности формируются поочередно и сопровождают всю жизнь человека. Их динамика последующая: поначалу появляются и развиваются физиологические (голод, жажда и пр.) потребности, потом, поочередно, потребности в безопасности, в принадлежности и любви, в почтении, в познаниях и умениях (познавательные), в самоактуализации (реализация собственных целей). Наряду с этим процессом идет процесс развития мотивационной сферы человека, которая может запаздывать по отношению к потребностям, а может и опережать ее. Этим диссонансом либо гармонией, в конечном счете, и определяется поведение человека в обществе.