В текущее время достаточно нередко на уроках в младшей школе учителя употребляют скороговорки. В неких учебных программках для данного жанра народного творчества отведено определённое количество часов. Непременно, опытнейший преподаватель может доступно разъяснить детям, что такое скороговорка, выявить её особенности, объяснить различия и сходства с другими жанрами народного творчества. Но в учебной программке не учтён таковой принципиальный момент, как история появления скороговорок. Данная тема очень принципиальна, но, к огорчению, исторических сведений по данной теме мало.

Что такое скороговорка

Произведения данного жанра представляют собой особые интереснейшие явления, которые можно повстречать как в детской, так и во взрослой литературе. Все же далековато не все могут доступно разъяснить, что такое скороговорка. Наверное многие вспомнят, как захватывала мистика слов в текстах типа последующего: «Ехал Грека через реку, лицезреет Грека: в реке – рак. Засунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап!». В этом случае представлена одна из вариантов данной скороговорки, которых можно повстречать неограниченное количество.

Происхождение скороговорок

Если направить внимание на сборники фольклорных произведений, то можно увидеть, что скороговорок в их представлено мало. В особенности это приметно при сопоставлении с количеством, например, пословиц, загадок или произведений других жанров народного творчества. Даже не в каждом источнике можно отыскать само определение понятия «скороговорка». На основании некого количества текстов по поводу происхождения скороговорок можно прийти к выводу, что появились они очень издавна, но четкое время не обозначено ни в каком источнике.

1-ое собрание скороговорок

В 1862 году В. Даль в первый раз опубликовал скороговорки в хрестоматийном труде. В отдельном разделе он чётко растолковал, что такое скороговорка, и опубликовал целое собрание сочинений по данной теме. Награда В. Даля заключалась ещё и в том, что он сделал 1-ые пробы классификации произведений данного жанра народного творчества. Он выделил для скороговорок определенный научный термин. Кстати, занимателен и тот факт, что по сопоставлению с загадками и пословицами, которых отмечено было более 30 тыщ, скороговорок он привел всего только 40 девять. Количественные характеристики значительно различаются, что сходу оказывается на виду. Любопытно увидеть, что большая часть скороговорок была рассчитана не для детского восприятия, а, быстрее, для взрослого по собственному смысловому значению. Посреди отмеченных сорока 9 скороговорок только 5 можно отнести к «детской» категории.

Определение скороговорки по В. Далю

В. Даль вложил особенный смысл в истолкование скороговорки. Для развития речевого аппарата, по его воззрению, следует непременно включать подобные тексты в программку обучения. Необходимость использования скороговорок для развития речи В. Даль доказал тем, что с помощью их можно упражнять малышей в резвом произношении. Внимание должно обращаться не только лишь на темп произношения, да и на чистоту. Было отмечено, что в скороговорке встречаются звуки, которые могут «сталкиваться» вместе. Это задумано для того, чтоб затруднить резвое произношение. Очень нередко смысловое значение скороговорки содержит в себе пословицу. Например, в скороговорке «Доносил, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался» говорится о том, что всё делается не так, как надо, другими словами безуспешно и невпопад.

Обилие скороговорок

Если рассматривать все скороговорки, которые собрал в собственных трудах В. Даль, то сходу можно отметить, что их спектр достаточно широкий. Классифицируются они по различным признакам. Например, по размеру они могут быть маленькими и длинноватыми. Отдельной группой отмечены произведения с повторами или без их. Выделяют также забавные скороговорки. Для речи зависимо от построения можно использовать произведения на одном звуке или на нескольких. Такие тексты очень нередко употребляют логопеды и воспитатели речевых групп дошкольных учреждений для проведения занятий с детками, у каких нужно отработать постановку определённого звука. Зависимо от способностей восприятия делят произведения, рассчитанные на малышей, и те, которые недосягаемы детскому осознанию, другими словами сложные скороговорки.

Схожесть скороговорок с иными жанрами народного творчества

При исследовании скороговорок как настоящего жанра народного творчества был изготовлен вывод, что по собственному содержанию и строению они похожи на некие другие разновидности народного творчества. К примеру, в процессе анализа были выявлены общие признаки меж скороговорками и пословицами. Также идентичные черты были отмечены и с поговорками. При кропотливом рассмотрении прибауток также было отмечено, что произведения этих жанров перекликаются вместе. Описанные выше заключения были изготовлены на основании сопоставления трудов В. Даля и И. Снегирёва. Некие тексты из сборника И. Снегирёва похожи на скороговорки, которые представлены в работах В. Даля.

Издания уникальных скороговорок

После того как В. Даль опубликовал свои труды, в протяжении достаточно долгого времени никто не брался за схожую работу. И исключительно в начале двадцатого века в неких изданиях равномерно начали появляться необыкновенные произведения данного жанра народного творчества. Например, раздельно хотелось бы отметить ценный вклад в развитие данной области литературы наикрупнейшго знатока фольклора Прикамья дореволюционного времени В. Серебрянникова. Спустя ещё некое время, в 1964 году, более 30 текстов этого жанра были собраны под одной обложкой. Если рассматривать вторую половину двадцатого века, то самыми важными фигурами в области данного жанра были В. Аникин, М. Булатов, А. Разумов, Н. Колпаков. Раздельно хотелось бы выделить посреди иных создателей Г. Науменко, который издал сборник огромного формата по фольклору. В нем были собраны только российские скороговорки. Плодотворной деятельностью в области скороговорок характеризуются труды таких создателей, как В. Бирюков, И. Фридрих, А. Анисимова, М. Новицкая и другие.

Авторские скороговорки

В двадцатом веке было отмечено очень увлекательное явление – появились авторские российские скороговорки. Но необходимо отметить, что вначале посреди таких было выявлено только одно произведение данного жанра Д. Хармса под заглавием «Иван Топорышкин». Посреди бессчетных публикаций в детских книжках и журнальчиках Детгиза большая часть скороговорок были отмечены как народные. Спецы, которые занимались записывание фольклорных произведений данного жанра, фиксировали их как произведение народного творчества. Но благодаря труду В. Лунина под заглавием «Загадки. Скороговорки», изданном в 1999 году, удалось подтвердить авторство многих скороговорок, которые до определённого времени числились достоянием народа. Например, создателем всем известной скороговорки о кукушке, кукушонке и капюшоне является И. Демьянов. В. Лунин предназначил данной теме отдельный раздел собственной книжки. Анализируя информацию, которая представлена в разделе, можно отыскать много народных скороговорок, которые на сто процентов совпадают с авторскими текстами. В текущее время некие скороговорки в сборниках представлены с указанием имени определенного создателя, а есть и такие, которые до сего времени публикуются как народные.

Значение скороговорок для развития речи

Очень нравятся детям скороговорки забавные. Но независимо от разновидности, они все полезны для всестороннего развития. Если выделять главную цель скороговорок, то это будет улучшение речи. Для развития речи полезно использовать различные по чертам скороговорки. Для дикции, например, отлично подойдут тексты на одном или нескольких звуках. Полезно использовать подобные произведения для формирования выразительной, понятной и осмысленной речи. Скороговорки для деток неподменны в плане закрепления навыка правильного осознания смысла слов. Они учат деток запоминать смысловое значение услышанного. При заучивании скороговорок нередко случаются ошибки в произношении, но не стоит принимать их с осуждением. Напротив, можно совместно с ребёнком похохотать над тем, как любопытно у него вышло произнести слово.

Методика занятий по разучиванию скороговорок

После того как вы чётко уяснили, что такое скороговорка, можно приступать к планированию и организации серии занятий с внедрением текстов этого жанра. Чтоб заучивание было очень действенным, нужно придерживаться ряда определённых правил. Следует выработать у малышей энтузиазм к схожим занятиям и желание заниматься. Сначала занятия следует не торопясь проговорить скороговорку с расстановкой. Позже необходимо повторить скороговорку шёпозже, но так, чтоб все звуки в словах были чётко слышны. Не стоит спешить во время проговаривания. Последующим шагом будет звучное произношение. Направьте внимание на то, чтоб каждый звук был произнесён очень чётко. Только после того, как текст был произнесён тихо и звучно, можно равномерно приступать к произношению в резвом темпе. Чёткость и разборчивость являются главными правилами, которых следует придерживаться при заучивании определенной скороговорки. Для дикции, к примеру, полезно проговаривать произведения с разной интонацией. Тренировку нужно продолжать до того времени, пока все звуки не будут произнесены верно и разборчиво. Завершающим шагом разучивания станет произношение текста без запинок.

Методы работы с детскими скороговорками

Существует огромное количество увлекательных и занятных форм организации деятельности деток по исследованию и заучиванию скороговорок. Например, многим детям нравится учить скороговорки последующим образом: взрослый даёт в руки ребёнку мяч. На каждый слог либо слово по желанию малыши подбрасывают мяч и разборчиво проговаривают текст. Этот метод увлекателен присутствием игрового элемента с внедрением мяча. Обычно, малыши достаточно длительно способны трениться таким макаром. Как вариант, можно предложить ребёнку проговаривать текст, при всем этом перебрасывая мяч с одной руки в другую. Аналогично можно организовать занятия без использования мяча. В таком случае проговаривать текст можно под похлопывание ритма в ладошки. При заучивании скороговорок можно предложить ребёнку выполнить определённое условие: «Проговори, не сбившись, 5 скороговорок попорядку». Это обучит его работать на итог. Через некое время можно попросить ребёнка повторить эти 5 скороговорок ещё раз, чтоб закрепить навык. Взрослым хотелось бы безотступно посоветовать проводить занятия с детками по заучиванию скороговорок часто. Периодические упражнения в правильном произношении будут содействовать формированию речевого аппарата, также всестороннему развитию детской личности.