День Ивана Купала: традиции празднования у славянских народов
Денек Ивана Купала – один из самых возлюбленных христианско-славянских праздничков. Намедни, в ночь перед Ивановым деньком, устраивались народные гулянья со обилием обрядов, ритуальных действий и игр.
Какого числа Денек Ивана Купалы отмечается, и откуда взялось такое заглавие? Ранее, в дохристианские времена, праздничек устраивался в денек летнего солнцестояния – 22 июня, и носил другое заглавие. Белорусы, к примеру, называли его Соботками. Потом, с приходом христианства, он стал отмечаться в денек рождения Иоанна Крестителя, 22.06 по старенькому стилю. В связи с отказом перехода Русской Православной Церкви на новый стиль, эта дата перенеслась на 7 июля, утратив тем своё астрономическое значение.
А в какой денек Ивана Купала чествование проходит в других странах? Ранее в эту дату праздничек устраивался фактически по всей Европе. В наши деньки традиция сохранилась в Белоруссии, Украине, Литве, Латвии, Эстонии, Польше, где он проходит также 7 июля. А вот финны, к примеру, денек Ивана Купала отмечают 22 июня, как наши праотцы.
Откуда взялось заглавие, несложно додуматься, если вспомнить, каким образом Иоанн Предтеча крестил людей. Он три раза обмакивал их в воды реки Иордан. «Купал», другими словами. Еще есть версия о том, что был таковой славянский бог Купала, но доказательства она не имеет, так как до XVII века никаких упоминаний о нем не встречалось. Не считая того, заглавие отражает один из основных обрядов, связанных с этим праздничком, — купание в водоеме и росе.
Потому что же все-же праздновался сей день – Ивана Купала? Центральное место в проводимых ритуалах отводилось воде, огню и растениям: цветам, травкам, ягодам, деревьям.
Начиналось все вечерком предшествующего денька. До заката солнца фермеры купались в близкорасположенном водоеме (реке, озере, пруде) либо в бане, если температура воды была очень низкой. Потом подпоясывались травками, из их же с добавлением цветов и кореньев сплетали венки, после этого, перед самым закатом, на берегах рек разводили большие костры. У различных народов детали празднества несколько отличались, но общая канва сохранялась. Не считая того, всюду ранее денька воспрещалось купаться и есть вишню.
Девицы и мужчины, взявшись за руки, прыгали через огнь. Если при всем этом руки их оставались скрепленными, да к тому же вослед летели искры от костра, здесь уж не оставалось никаких колебаний в том, что пара будет жить длительно и счастливо. Прыжки через костер с «чужим» парнем либо женщиной равнялись к измене.
Было еще огромное количество обрядов, проводившихся в Денек Ивана Купала. Посреди их — поиск цветка папоротника, который, по легенде, цветет только одну ночь в году. Тот, кто отыщет его, научится созидать все подземные клады, осознавать язык животных и птиц и открывать замки всех сокровищниц мира.
В эту необычную ночь собирали травки, давали им обрызгаться росой, потом высушивали и использовали в течение года для лечебных и волшебных целей. В утренней росе старались «искупаться» и сами, её собирали и использовали потом для охранения от нечистой силы.
Что касается нечистой силы, то в эту ночь она была в особенности сильна (так считали наши праотцы). Потому устраивали «купальские безобразия»: крали у соседей со дворов разную утварь, тележки, бочки, позже тащили на дорогу либо громоздили на крышу, что-то топили, что-то сжигали. Вначале это делалось в «охранительных» целях, чтобы уберечься от нечистых сил, одурачить их и сбить со следа, позже об этом значении уже не вспоминали, а просто «куролесили» в собственное наслаждение.
После того как наступал рассвет, празднества заканчивались хороводами вокруг купальского деревца с следующим его сожжением. За восходом солнца следили с огромным вниманием, так как было поверье, что оно «играет» в Иванов денек: меняет свое положение, цвет. Узреть это мог только настоящий праведник либо же тот, кому предстоит скорая погибель либо какое-то эпохальное событие в жизни.