Дидактические принципы: сущность, структура, содержание
Категория «дидактические принципы» нередко употребляется как тождественная понятию «принципы обучения». Но это не совершенно четкое истолкование данного понятия, нужны значительные уточнения, без которых разницу тяжело осознать.
Принципы обучения представляют собой более общие, фундаментальные положения, в согласовании с которыми вырабатываются содержание образования, система его организации и педагогические технологии, на базе которых строится педагогическая деятельность.
Дидактика – это особенный раздел педагогической науки, в каком содержание, организация и методики (технологии) исследуются на предмет собственной эффективности в учебном процессе.
Главные дидактические принципы созданы для того, чтоб учителя и педагоги могли добиваться более важных результатов в обучении и для того, чтоб учащиеся могли более отлично получать познания.
Современные дидактические принципы детерминируют фактически все составляющие и этапы педагогического процесса, выражают основополагающие требования к целям образования, его содержанию, способам, формам и техникам обучения.
Современная педагогическая наука выделяет последующие дидактические принципы:
— Сознательность и активность. Принцип, который подразумевает органическую связь и взаимозависимость нрава педагогического управления и уровня учебной активности учащегося, его творческого дела к самому процессу учения. Сознательность предполагает под собой желание учащегося осмысливать получаемые им познания для их действенного практического внедрения, а активность в этом единстве представляет собой характеристику уровня самостоятельности ученика в осмыслении и применении познаний.
— Принцип наглядности подразумевает следование правилу опоры учителя в собственной педагогической деятельности на конкретные и реальные представления малышей об внешнем мире. В основании этого принципа лежит вывод о разной степени развития у людей органов эмоций, как следствие, и различных представлениях о мире, которые формируются средством восприятия мира эмоциями.
— Системность и последовательность как принцип исходит из того, что человек может сформировать внутри себя подлинно научное миропонимание только тогда, когда сформировавшаяся у него в процессе обучения картина мира будет целостной, органичной, объясняющей сложные связи и взаимодействия бытия.
— Научность. Это принцип, в согласовании с которым содержание образования должно формироваться на базе вправду научного познания, позволяющего критически осмысливать окружающую реальность.
— Доступность. Это принцип, который просит обеспечивать адекватное соответствие и сочетание в образовательном процессе форм его организации, методов обучения личным характеристикам развития деток, их возрастным и психофизическим особенностям. Аспекты таковой связи были сформулированы еще в средние века Я. А. Коменским: от обычного к сложному, от известного к неведомому. Современные технологии обучения, разные технические средства обучения сейчас существенно наращивают ресурсы для обеспечения доступности обучения.
— Принцип органической связи теории с практикой. Один из главных во всей дидактической системе, он подразумевает, что учение в собственной конечной цели служит интересам социализации личности, сформировывает способность человека отлично адаптироваться к сложным и оживленным процессам современного социума.
— Принцип прочности выдвигает требования к содержанию образования и личному отношению к нему со стороны ученика. Чем увлекательнее и содержательнее организован учебный процесс, тем посильнее появляются мотивационные основания к учению и прочнее усваиваются сами познания. В общем-то, все дидактические принципы построены на осознании и применении таких устройств и технологий учебной деятельности, которые в состоянии обеспечить высшую крепкость усвоения.
В собственной совокупы дидактические принципы представляют собой единое системное образование, которое является одним из базовых оснований, на котором строится образовательная деятельность.