Музыка – вид искусства, апеллирующий к нашей чувственной сфере с помощью звуков. Язык звуков имеет в своём составе разные элементы, которые в проф терминологии именуются «средства музыкальной выразительности». Одним из таких важных и мощнейших по воздействию частей является динамика.

Что такое динамика

Это слово знакомо всем из курса физики и ассоциируется с понятиями «масса», «сила», «энергия», «движение». В музыке оно определяет то же самое, но по отношению к звуку. Динамика в музыке – это сила звука, она также может выражаться понятиями «тише – громче».

Динамика в музыке - это одно из основных средств выразительности. Особенности фортепианной динамики

Игра на схожем уровне звучности не может быть выразительной, она стремительно утомляет. Напротив, частая смена динамики делает музыку увлекательной, позволяя передавать широкую палитру чувств.

Если музыка призвана выразить удовлетворенность, торжество, ликование, счастье – динамика будет броской и громкой. Для передачи таких чувств, как печаль, нежность, трепетность, проникновенность употребляется светлая, мягенькая, размеренная динамика.

Методы обозначения динамики

Динамика в музыке – это то, что определяет уровень громкости. Обозначений для этого существует совершенно незначительно, реальных градаций в звучании существенно больше. Так что динамические знаки следует рассматривать всего только как схему, направление поиска, где каждый исполнитель проявляет полностью свою фантазию.

Уровень динамики «звучно» обозначается термином «форте», «тихо» — «пиано». Это общеизвестно. «Тихо, но не очень» — «меццо пиано»; «Не очень звучно» — «меццо форте».

Динамика в музыке - это одно из основных средств выразительности. Особенности фортепианной динамики

Если же динамика в музыке просит выхода на уровень крайностей, употребляются аспекты «пианиссимо» — очень тихо; либо «фортиссимо» — очень звучно. В исключительных случаях количество значков «форте» и «пиано» может доходить до 5!

Но даже с учётом всех вариантов количество знаков для выражения громкости не превосходит числа 12. Это совершенно мало, если учитывать, что на неплохом рояле можно извлечь до 100 динамических градаций!

К динамическим указаниям относятся также определения: «крещендо» (равномерно усиливая громкость) и обратный по значению термин «диминуэндо».

Музыкальная динамика содержит в себе ряд знаков, указывающих на необходимость проакцентировать какой-нибудь звук либо созвучие: > («акцент»), sf либо sfz (резкий акцент — «сфорцандо»), rf либо rfz («ринфорцандо» — «усиливая»).

От клавесина до рояля

Сохранившиеся экземпляры клавесинов и клавикордов позволяют нам представить, что такое динамика в музыке эры барокко. Механика древних предшественников фортепиано не позволяла изменять уровень громкости равномерно. Для резкой смены динамики существовали дополнительные клавиатуры (мануалы), которые могли добавлять к звучанию обертоны за счёт октавных удвоений.

Особая система рычагов и ножная клавиатура на органе позволяли добиваться контраста тембров и усиления громкости, но всё равно конфигурации происходили в один момент. По отношению к музыке барокко даже существует особый термин «террасообразная динамика», так как смена уровней громкости напоминала уступы террасы.

Динамика в музыке - это одно из основных средств выразительности. Особенности фортепианной динамики

Что касается амплитуды динамики, то она была совершенно невелика. Звук клавесина, приятный, серебристый и тихий поблизости, был практически не слышен на расстоянии нескольких метров. Звучание клавикорда было более жестковатым, с железным цветом, но незначительно более громким.

Этот инструмент был очень любим И. С. Бахом за его способность пусть в чуть приметной степени, но всё же поменять уровень динамики зависимо от силы прикосновения пальцев к кнопкам. Это давало возможность придавать фразе определённую неровность.

Изобретение сначала 18 века фортепиано с его молоточковой системой произвело революцию, расширив способности клавишного инструмента. Динамика в музыке, исполняемой на современном рояле, имеет неограниченное количество градаций звука и, главное, доступность постепенных переходов от 1-го аспекта к другому.

Динамика большая и детализированная

Большая динамика обычно выражается знаками, изложенными в таблице. Их мало, они ясны и определённы.

Динамика в музыке - это одно из основных средств выразительности. Особенности фортепианной динамики

Но «снутри» каждого из этих аспектов может быть масса более тонких звуковых градаций. Для их не выдумано особых обозначений, но эти уровни есть в реальном звучании и конкретно они принуждают нас трепетно вслушиваться в игру профессионального исполнителя.

Такая маленькая динамика именуется детализированной. Традиция её использования берёт начало в музыке барокко (вспомните способности клавикорда).

Динамика в музыке – это один из пробных камешков исполнительского мастерства. Конкретно мастерское владение узкой нюансировкой, лёгкими, чуть видными её переменами отличает игру профессионального специалиста.

Вобщем, более трудно бывает умеренно распределить усиление либо ослабление звучности, когда оно «растянуто» на большенном отрезке нотного текста.

Относительность динамики

В заключение стоит увидеть, что динамика в музыке – это очень относительное понятие, как, вобщем, и всё остальное в нашей жизни. Каждый музыкальный стиль и даже каждый композитор имеет свою динамическую шкалу, также свои особенности в применении нюансировки.

То, что отлично звучит в музыке Прокофьева, полностью неприменимо при выполнении сонат Скарлатти. А аспект piano у Шопена и у Бетховена будет звучать совершенно по-разному.

Это относится и к степени акцентировки, длительности сохранения 1-го и такого же уровня динамики, метода его смены и т.д..

Чтоб завладеть данным средством музыкальной выразительности на неплохом проф уровне, нужно, сначала, учить игру величавых мастеров, вслушиваться, рассматривать, мыслить и делать выводы.