Луизианская покупка — сделка по приобретению Соединёнными Штатами французских владений в Северной Америке в 1803 году. Размер полученной местности, по ориентировочным оценкам, равен 530 миллионов акров (828 000 миль² либо 2 100 000 км²).
До 1803 года четверть территории США принадлежала Франции

В годы президентства Томаса Джефферсона в 1803 году США приобрели у Франции по дешевке (за 3 цента за акр) большенную местность в Луизиане меж рекой Миссиссиппи на востоке и Скалистыми Горами на западе.

Стоимость сделки составила 15 миллионов американских баксов либо 80 миллионов французских франков (окончательная сумма сделки для США, включая проценты по кредиту, составила 23 213 568 американских баксов). Исходя из этого, стоимость 1-го акра составила 3 цента (7 центов за гектар).

На отошедших в пользу США по договору 1803 года территориях в текущее время размещаются современные штаты:

Арканзас,
Миссури,
Айова,
Оклахома,
Канзас,
Небраска,
южная часть штата Миннесота,
большая часть штата Северная Дакота,
фактически весь штат Южная Дакота,
северо-восточная часть штата Нью-Мексико,
большая часть штата Монтана,
часть штата Вайоминг,
северная часть Техаса,
восточная половина Колорадо,
часть штата Луизиана (по обе стороны реки Миссисипи), включая город Новый Орлеан.

Во время переговоров и конкретно во время проведения сделки Испания заявляла свои претензии на часть местности штата Оклахома и юго-западную часть штатов Канзас и Луизиана. Согласно договору к США отходили местности, которые с течением времени стали частью канадских провинций Альберта и Саскачеван. Обретенная по результатам сделки земля составила порядка 23% местности современных Соединенных Штатов Америки.

«Луизианская покупка» стала одной из принципиальных вех в политической жизни третьего президента США Томаса Джефферсона. Хотя Джефферсон и был озабочен законностью проведения сделки (Конституция США не содержала статей по поводу приобретения территорий у зарубежных стран) он, все же, отважился на сделку в связи с тем, что Франция и Испания препятствовали янки в их торговле через порт Нового Орлеана.
Источник