Do it, Москва: 1 мая — 6 июля
1 мая – 6 июля 2014. Места проведения: павильон «Гаража», Парк Горьковатого, Крымская набережная и другие городские места Москвы.
Проект «do it», загаданный куратором Хансом-Ульрихом Обристом, начался в 1993 году в Париже с беседы Обриста с живописцами Кристианом Болтански и Бертраном Лавье. Все трое подняли вопрос о том, как сделать выставки более гибкими и открытыми. В итоге разговор перерос в обсуждение, не стоит сделать выставку по «партитурам» либо инструкциям, написанным живописцами, – так, чтоб при каждом новеньком показе выставка была очень открыта для интерпретаций. И как поменяется произведение художника, если воплощать его план будет кто-то другой?
Поначалу в проекте участвовало двенадцать живописцев: их аннотации перевели на девять языков, издалече книжкой и в первый раз проявили выставкой в Кунстхалле Риттер, Австрия. Скоро после чего выставки «do it» стали осуществляться по всему миру: от Рейкьявика до Сиены, от Бангкока до Мехико.
Сейчас «do it» – рекордная по длительности выставка в истории. Любая последующая реинкарнация дополняется новыми инструкциями, поэтому на сегодня в проекте уже около 400 инструкций, предлагающих бескрайние творческие способности всем, кто их реализует. Созидательный и демократический по собственной природе, проект позволяет институции изучить новые методы вовлечения широкой аудитории в мир современного искусства, что является одной из главных задач «Гаража».
Таким макаром, проведение «do it Москва» открывает Центру современной культуры «Гараж» новые горизонты для взаимодействия с разными локальными обществами, а сообществам – для роли в современном искусстве. Активная работа с обществами началась в январе, когда несколько инструкций были отданы участникам будущей выставки для творческой переработки. Всего «Гараж» избрал для столичного проекта более 80 инструкций, посреди их интерпретаторов – гости Центра «Гараж» и Парка Горьковатого, студенты художественных вузов, будущие дизайнеры и актеры, дизайнеры, работники фэшн-индустрии, сотрудники столичных музеев и художественных институций, русские живописцы (как юные, так и уже сделавшие карьеру), также сотрудники «Гаража» и администрации Парка Горьковатого.
Специально для «do it Москва» – самой большой на сегодня выставки из всех реинкарнаций «do it» – норвежско-греческий живописец и конструктор Андреас Ангелидакис сделал в «Гараже» игровую среду для демонстрации и самих инструкций, и их реализаций. Объединяя места для деяния и созерцания, оживленное архитектурное решение выставки дополняется масштабной работой художника Даниэля Бюрена, сделанной специально для «do it Москва».
Элементы «do it Москва» будут подстерегать гостей «Гаража» всюду: недлинные аннотации художника Пола Маккарти в виде пророчеств в кафе, перформанс по указаниям кинорежиссера Йонаса Мекасаоколо билетной кассы, домашний воркшоп в холле от художницы Джоан Джонасили гулкая ярмарка на поляне по наставлениям бангкокского художника Сараси Касолвонга.
Даже уйдя из «Гаража», зритель сумеет оставаться участником «do it Москва»: кружиться 90 минут в «Планетарном танце» на Крымской набережной по плану известного южноамериканского хореографа Анны Халприн, «создать произведение искусства, чтоб животное улыбнулось» в Парке Горьковатого по поручениям японского художника Симабуку, либо участвовать во флэшмобе американо-германской феминистки и сексолога Шир Хайт, в процессе которого каждому предлагается в течение 31 минутки обыматься с близким человеком в Столичном музее современного искусства.
В «do it Москва» также включены новые аннотации для реализации в будущих выставках «do it» таких русских живописцев, как Юрий Альберт, Никита Алексеев, Олег Кулик, Андрей Монастырский, Анатолий Осмоловский, Александр Петрелли, Сергей Ситар, Алексей Шульгин, Валя Фетисов. Новые работы будут представлены в публикации, включающей также статьи о значении соучастия зрителя в искусстве и о практике сотворения искусства по аннотации.