Что такое душа, и что есть дух? Душа и дух – это понятия тождественные, либо же они отличаются друг от друга? Вопросы не новые, глубинные, не имеющие конкретного ответа… Но мы не можем не задавать их. Сущность наша ищущая, неугомонная, вечно блуждающая и томящаяся в незнании, но оттого жива, реальная, развивающаяся и нескончаемая. Если б нам было дано подойти к правде впритирку и посмотреть ей в глаза, мы бы в тот же самый миг пропали, улетучились, так как утратили бы свою сущность, а означает, и смысл собственного существования. Потому в нынешнем ответе на вопрос «дух – это что?» будет малая часть правды.

Православие

В базе Православной веры лежит учение о трихотомии в составе людской природы, по другому – признание того, что человек состоит не только лишь из 2-ух главных субстанций (души и тела), да и ещё третьего благодатного дарования – духа. Но у учителей Церкви учение о трёхсоставности человека, к огорчению, носило более «само собой разумеющийся» нрав, ежели было глубоко и всесторонне разработанной доктриной, вследствие чего по этому вопросу всегда появлялись споры и возражения. Противники трихотомии настаивали на том, что суть человека состоит только из души и тела, а встречающиеся в Святом Писании слова «дух» и «душа» — понятия конкретные.

В свою очередь сторонники теории о трёхсоставности природы человека также не отличаются единством. Одни считают, что душа — полностью нематериальная субстанция, низшее проявление духа, поэтому вещественным может быть только человеческое тело. Другие допускают другое: дух – единственная духовная составляющая человека, в то время как тело и душа вещественны по собственной сущности и объединены в нечто единое целое, другой раз обозначаемое библейским термином «плоть».

По этим вопросам написано огромное количество книжек. Это и «Прибавление к Слову о погибели» епископа Игнатия, «Беседы и слова преподобного Макария Величавого», «Душа и Ангел – не тело, а дух» Епископа Феофана и многие другие. Рассуждения достойные внимания, глубочайшие и менторские, но разрешение этого спора по собственной сущности нереально, так как глубина его нескончаема, почему — недостижима.

Понятие духа в Исламе

В Исламе есть такие понятия, как «нафс» (душа) и «рух» (дух). Что они означают? Учёные и толкователи Корана разошлись во воззрениях. Одни считают, что данные слова являются синонимами, и различия можно найти только в их качествах и свойствах. К примеру, слово «рух» (дух) может иметь такие эквиваленты, как «рих» — ветер, благоприятствующий возникновению новейшей жизни, «равх» — умиротворение, а понятие «нафс» (душа) происходит от «нафис» — дорогой, неоценимый, и от «танаффаса» — дышать. К числу других относятся толкователи, которые молвят, что от рождения человеку дана «хайят» (жизнь), «рух» (дух) и «нафс» (душа). Дух – это божественное начало, он светлый, а душа – человеческое, создана из глины и огня.

Но есть мудрецы, которые призывают не вступать в беседы о душе и о её сущности, ибо когда Пророка спросили о том, что такое душа (дух), он не отдал конкретного ответа, терпеливо ждя божественного откровения. Ниспосланный аят был глубочайшим и мудрейшим: «Дух нисходит от повеления моего Господа, а вам дано знать об этом сильно мало». Другими словами, подтверждалось существование духа и его божественное происхождение, но сущность его оставалась сокрытой и незримой. Разум человека ограничен. Он не может для себя представить понятия, не имеющие очевидной формы и расцветки, не владеющие определёнными размерами, которые нереально взвесить либо изучить другим методом. Потому, если б спрашивающие получили определённый ответ, то всё равно не смогли бы понять услышанное, так как в «мире приказов» нет определений, что является огромным либо небольшим, красноватым, голубым, квадратным либо круглым. Рассуждая о душе, можно только гласить о том, что исходит от той либо другой души, что либо кто может влиять на неё, что может её портить либо возвышать. Говоря другими словами, люди могут только рассуждать об особенностях души, а Аллах ведает правду.

Дух – это сила

В Исламе, кроме изложенного выше понятия «рух» (дух, душа), существует ещё одно представление. Аллах поддерживает всех верующих в Него другим духом: «Аллах начертал в их сердечко веру и укрепил их духом от Него» (Коран 58/22). Другими словами, кроме духа – души, который вначале находится в человеческом теле, Бог по Собственной воле даёт поддержку и отправляет другие способности. Отсюда слово «дух» приобретает особенный смысл: дух – это сила. Потому и молвят «сильный духом» либо «слабенький духом человек», «ощущается здоровый дух». Но в отличие от духа – души, этот дух смертен. Он исчезает, когда тело гибнет.

Обычное волшебство

В один прекрасный момент преподобный Сергий, трапезничающий с братией монастыря, вдруг резко встал из-за стола, оборотился, сделал поклон на запад и произнес: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, благословение Господне да будет с тобой». Опешили очень монахи, не удержались и спросили отче святого, кому были адресованы сии слова. Каково же было их еще пущее изумление, когда преподобный ответил, что в восьми милях от монастыря тормознул направляющийся в Москву епископ Пермский Стефан. Он поклонился Святой Троице и произнёс слова: «Мир для тебя, духовный брат». Именно поэтому Сергий и ответил ему. Не все поверили словам Святого Старца, некие поторопились к тому самому месту и скоро вправду догнали Стефана, который и подтвердил слова Сергия.

Приведённый пример изумителен, но не единичен. Как верующим людям, так и деятелям науки сотки раз приходилось сталкиваться с схожими явлениями. 1-ые именуют происходящее Божественным чудом, за секунду меняющим обыденную логику вещей. Последние пробуют подойти к вопросу научно (Ш. Рише, Котик, Оливер Лодок) и предлагают теорию невидимого излучения энергии мыслящим мозгом, т.е. всякая идея – энергия, которая излучается наружу и имеет как психологические, так и физические характеристики.

Душа и дух

Кто прав, и что есть правда в данном случае? Сие величавая потаенна. Душа и дух – это одно и то же на самом деле, они соединены в единую суть, и происхождение их божественно. Они первичны, они есть начало и источник всего видимого и невидимого. Но есть и различия. В чем они заключаются? Душа – это солнце, большущее, колоритное, вечное. Дух – это исходящая от солнца энергия, лучи, несущие всем и каждому свет и тепло. Дух – та связывающая нить, невидимая, но очень крепкая, что соединяет всех и вся меж собой и Богом. Таким макаром, душа передает и распространяет ту силу, веру, те переживания, чувства, познания, всё то осознанное и безотчетное, что есть в ней сейчас. Чем поглубже душа, тем посильнее и чище дух, тем он более безграничен и всеохватывающ.

Меж родственниками, мамой и ребёнком, любящими друг дружку людьми устанавливается особенная духовная связь, средством которой люди не столько обмениваются огромным количеством энергии, сколько передают друг дружке энергию особенного свойства. Естественно, нереально обрисовать, измерить либо дать оценку тому, что происходит за пределами нашего осознания. Совершенно точно, недостижимо найти количество, качество либо силу духовной связи, до конца осознать и понять её, потому и применяемые нами слова относительны и условны. Они дают только маленькое представление о том, кто мы есть.

Злой дух

Но не всегда душа размеренна, мудра и возвышенна. Она может находиться на различных шагах развития, иметь разные степени духовности либо прибывать во всяких состояниях. Как гласит апостол Павел, есть люди духовные (1 Кор.2:14). Встречаются и люди-животные, люди-растения, люди-ангелы. К первой категории относятся люди, духовность которых прибывает на стадии инстинктов, а последние приближаются к духам без плоти. Отсюда и различного рода связи и посылы. Одно отважное огненное сердечко изливает боевой дух, дух храбрости и чести, воспламеняя сотки других душ. Другое, сердечко мамы, проливается ласковым и сладостным потоком любви на прильнувшего к её груди ребёнка. А третье, искаженное злостью и ненавистью лицо, испускает злой дух, энергию, вызывая ужас, тревогу либо даже ответную ненависть и беспощадность.

Дух 1-го народа

Нельзя опровергать и необыкновенную связь меж людьми одной народности. Философское понятие «народный дух», подразумевающее сверхиндивидуальное, обнаруживающееся в проявлениях беспристрастного духа у представителей 1-го и такого же народа, можно объяснить и как неизвестную связь меж людьми «одной крови», которая образует некоторое единство. По ней загадочным образом несутся потоки верований, ценностей, познаний, опыта, любви, особенного свойства, характерные только данному народу. Эта сила находится в неизменном движении, но в смутные времена в истории того либо другого народа она может раскрыться с неслыханной силой, стать потоком, сносящим все плотины.

Говоря о народном духе, нереально не упомянуть российский дух: «Магический град! Там люди в деле тихи, но молвят, беспокоятся за 2-ух. Там от Кремля, с Арбата до Плющихи отвсюду веет незапятнанный российский дух» (Некрасов). Что это? Тут реальный феномен. Его нельзя обрисовать, точнее, можно последующими словами: он высокодуховный, глубочайший, мощнейший, доброжелательный, богатырский, броский, но ни один эпитет не даст стопроцентного осознания этого явления, и, невзирая на это, российский дух просто узнаваем и уважаем в различных частях планетки.

Связь духа и формы

Дух, душа ярко отражаются в вещественных формах. Более того, дух творит формы. К примеру, человек, его глаза, нос, губки, форма тела, движения и мимика – всё соответствует и сразу созидается душой и духом. Данная теория не является новейшей. Еще Оскар Уайльд в своём произведении «Портрет Дориана Грея» доводит до читателей идея, что даже самое прекрасное лицо и нежные, тонкие черты искажаются до неузнаваемости под прессом, казалось бы, неуловимых, укрытых от взгляда окружающих мыслей, действий и поступков человека.

Но, кроме наружных конфигураций, которые нереально утаить, есть и малозаметные, незаметные особенности наружности человека. Смотришь на даму: прекрасный разрез глаз, пухлые розовые губки, совершенно прямой нос — придраться не к чему, реальный эталон красы! Но при более пристальном взоре возникают совершенно другие чувства, прямо обратные. Что это? Каждый денек пред нами расстилаются два обратных мира. Один доступен взгляду, другой, к примеру дух человека, укрыт от глаз. Но их значимость назад пропорциональна их «наглядности». Духовный вид первичен. Пусть душа живойёт глубоко снутри нас, пусть дух в теле укрыт от взгляда, но только он является нашим настоящим «я», и его не упрятать под «модным платьицем». Минута-две, и в последующий миг туман начисто рассеивается, и перед нами раскроется или мёртвый лес, или большая поляна под лучами броского вешнего солнца.

Иллюзия и действительность

Верх и низ, снутри и снаружи, право и лево… Как ни крути, а не только лишь человек, да и «физическое место» состоит из 2-ух материй: видимой и невидимой. Мир, труднодоступный взгляду, бесплотный «дух» Земли и является тем ядром, началом всех начал, которое порождает и поддерживает окружающий мир формы и видимости. Рождение, погибель, смена времён года, конфигурации климата, движение тектонических плит Земли – всё живое и неживое переживает, с одной стороны, реальную драму жизни, а с другой – это только метафора, призванная облечь в колоритную форму сущность невидимого внутреннего мира. Зачем? Может, для того чтоб посодействовать каждому из нас отыскать пусть собственный уникальный, уникальный, но реальный ключ от дверей с табличкой «Настоящий дух мира».