Древесные духовые музыкальные инструменты заносят в общую гамму звучания симфонического оркестра ясно слышимую расцветку — сильную и колоритную. Духовой музыкальный инструмент и его голосТак самостоятелен тембр каждого из их, что композиторы не только лишь пичкают и флейту, и кларнет, и гобой, и фагот своей партией, да и придумывают огромные эпизоды соло для их. Огромным вниманием пользуется только смычковая группа оркестра. Духовой музыкальный инструмент — это сила звучания, это компактность, это многокрасочная динамика. Разглядим внимательнее любой из их.

ФлейтаДуховой музыкальный инструмент и его голос

Древний духовой музыкальный инструмент, узнаваемый со времён Египта, Греции и Рима, но наверное родившийся многими тысячелетиями ранее. Даже в самом простом виде — просто срезанный особенным образом тростник — флейта способна звучать по-настоящему музыкально. Со средних веков известны две разновидности: ровная флейта и поперечная. Ровная — с наконечником — наименее поддалась усовершенствованиям и поэтому употребляется не настолько обширно, в 18 веке её вытеснила из оркестра более жизнестойкая «поперечная» сестра. По виртуозности (от удобства игры) нет равных флейте посреди братьев. Любимый инструмент для домашнего музицирования почаще других солирует и в большой концертной музыке. Правда, широкую кантилену на флейте исполнять трудновато — она просит очень огромного расхода воздуха. Звук холодноватый, вроде бы потусторонний. Необходимо отметить более ярко характеризующие этот инструмент примеры: мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» Глюка и «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик» Чайковского.

ГобойДуховой музыкальный инструмент и его голос

Потомок первобытной свирели. Европейский вариант гобоя родом с Близкого Востока. В 17 веке влился в состав симфонического оркестра, где стремительно приобрёл концертную славу и стал любимчиком всех меломанов. Для гобоя писались труднейшие концерты уже со времён Люлли, Баха и Генделя. Позднее, в 19 веке, уступил место победителя кларнету. Гобой не надо настраивать, по нему приравнивается весь оркестр. Это «поющий» духовой музыкальный инструмент, хотя, как и флейта, может быть виртуозным. Но его «конёк» — элегия, грусть, печаль. К примеру, антракт перед вторым действием «Лебединого озера» Чайковского.

КларнетДуховой музыкальный инструмент и его голос

Сильный, гибкий, обеспеченный выразительными средствами звук кларнета узнаваем сходу и слышим всегда, какие бы духовые музыкальные инструменты на этот момент ни соревновались в борьбе за внимание слушателя. Пасторальность картины в особенности отлично передаётся при помощи этого любимчика композиторов-классиков: Чайковский и Римский-Корсаков дали кларнету все наигрыши пастуха Леля. Кроме обыденного, в симфоническом оркестре употребляются малый, басовый кларнеты и время от времени альтовый — бассетгорн.

ФаготДуховой музыкальный инструмент и его голос

В переводе с итальянского — вязанка дров. Откуда взялось такое специфичное заглавие? В 16 веке на базе древней басовой свирели — бомбарды — был построен фагот в виде большой древесной трубы, согнутой надвое. Зрительно он напоминал конкретно дрова в руках музыканта. Новый тембр удивил современников благозвучием и даже был назван «дольчино» — «нежнейший, сладостный». В 19 веке получил собственный личный план в раскладе голосов симфонического оркестра. Как пример — опера «Роберт-Дьявол» Мейербера, где фаготы изображают гробовой смех. Много употребляют его изобразительные средства и Бетховен, и Вебер, и Римский-Корсаков (в особенности в «Шахерезаде»), а более колоритную характеристику получил этот духовой музыкальный инструмент в теме дедушки («Петя и волк» Прокофьева) и в конце девятой симфонии Шостаковича. Кроме фактически фагота в симфоническом оркестре звучит самый маленький по спектру инструмент — контрфагот, три раза изогнутые практически четыре метра древесной трубы. Вот это вязанка, так вязанка! Он наименее техничен, чем обычной фагот, но тембром припоминает орган. Служит обычно для усиления басовой партии. Пример: «Беседа кросотки и чудовища» Равеля — глас чудовища.