Эффект замещения
Обычно, потребители используют блага не по отдельности, а в неких композициях (наборах). Набором именуют совокупа определенного числа благ, которые потребляются вместе в определенный период времени.
Изменение цены 1-го блага при неизменности цен иных всегда относительно. Другими словами, одна ценность дорожает (или дешевеет) относительно других. Изменение цены провоцирует конфигурации реального потребительского дохода. Так, до снижения цены потребитель мог приобрести наименьший объем блага, а после понижения – больший. При всем этом могут показаться и сэкономленные средства, которые могут быть ориентированы на приобретение иных благ. Таким макаром, изменение цены определенной ценности оказывает воздействие на структуру спроса в согласовании с 2-мя направлениями: объем спроса может поменяться под воздействием конфигураций ее относительной цены либо реальной потребительской прибыли.
Эффект дохода и эффект подмены появляются в критериях хоть какого конфигурации цены. Это связано с тем, что изменяется количество доступных благ, их относительная цена. Эффект подмены и эффект дохода представляют собой реакцию потребителя.
В первом случае меняется структура потребительского спроса в согласовании с конфигурацией цены 1-го из благ, включенного в потребительский набор. Эффект замещения предугадывает, что потребитель переориентируется с одной ценности на другую при росте цены какой-то из них. При всем этом другое благо будет иметь похожие потребительские характеристики, но неизменную цена. Другими словами, эффект замещения предугадывает склонность потребителя отдавать предпочтение более дешевеньким благам, ежели более дорогим. В итоге отмечается понижение спроса на первоначальную ценность.
Эффектом дохода именуют воздействие на структуру потребительского спроса средством конфигурации реальной прибыли покупателя, спровоцированным переменами в цены блага. При снижении цены 1-го продукта отмечается некое воздействие на общий ценовой уровень, что делает потребителя богаче. Таким макаром, он может приобрести большее количество 1-го продукта, не отказывая для себя при всем этом в приобретении иных благ.
Для обычных товаров (продуктов) эти эффекты суммируются. Обосновано это тем, что снижение цены продуктов провоцирует увеличение спроса на их. Так, к примеру, потребитель, который располагает определенным неизменяемым доходом, приобретает кофе и чай, которые относятся к обычным благам. Если рассматривать эффект замещения в этом случае, то он будет отражать последующее:
— понижение цены на чай спровоцирует увеличение спроса на него;
— в связи с тем, что цена кофе остается постоянной, этот продукт станет относительно дорогим (сравнимо с чаем);
— оптимальные потребители поменяют сравнимо дорогой кофе сравнимо дешевеньким чаем, при всем этом возрастет спрос на последний.
Совместно с этим снижение цены на чай сделает потребителя в некой степени богаче, другими словами его настоящая прибыль несколько возрастет. Чем уровень прибыли у населения выше, тем выше на обычные продукты и спрос. Прирост прибыли может быть ориентирован как на приобретение дополнительного количества чая, так и на покупку кофе.
Таким макаром, в одной и той же ситуации оба эффекта будут действовать в одном направлении. При понижении цены обыденных продуктов будет повышаться спрос на их, и напротив. Эффект замещения при всем этом будет приводить к увеличению спроса. В то же время будет возрастать и настоящая прибыль потребителя. Таким макаром, будет иметь место и эффект дохода, также содействующий увеличению спроса. В данной ситуации производится закон спроса.