За последние 100 лет на поле психологии появилось огромное количество школ и направлений, изучающих и пытающихся разъяснить экзистенциальные потребности личности. Принципиальным инвентарем социально-психологического анализа поведения человека в социуме, является всестороннее сопоставление по параметру отношений субъекта к окружающему миру и людям. Эрик Фромм утверждал, что поведение здорового человека в обществе обосновано пониманием того, что в силу собственных природных особенностей он стремится установить связи в обществе, преодолеть себя, укорениться в жизни, идентифицировать себя, выстроить свою систему моральных ценностей.

1. Экзистенциальные потребности в установлении связей

Всю свою жизнь человек осознанно либо неосознанно стремится слиться с другими людьми. По воззрению Эрика Фромма, есть только 3 метода ублажения этой потребности. Можно подчиниться правилам и требованиям некий группы либо другого индивида, можно владычествовать над кем-то, можно быть связанным с людьми либо отдельным человеком средством любви. При всем этом Фром исходя из убеждений собственной гуманистической теории склонял общественную идея к тому, что необоснованно удовлетворять через власть либо подчинение свои экзистенциальные потребности. Это только любовь является верным методом сохранить целостность натуры, внутренние силы и уверенность внутри себя.

Соц связка людей по модели власть – подчинение ущербна, так как не может вполне удовлетворить обозначенную потребность. В силу побочного появления грубой зависимости меж собой властвующий и подчиненный отчасти теряют свое «Я».

2. Экзистенциальные потребности в преодолении себя

Сложное понятие заключается в стремлении к созиданию.

Продуктивный путь лежит через процесс творчества и его проявления в искусстве, науке, религии. Человек по природе собственной пробует показать, чем он, будучи приматом, отличается от представителей животного мира. Потому люди делают публичные университеты, вещественные ценности, моральные нормы, в той либо другой степени позиционируя любовь, как движущую силу развития собственного био вида.

Иррациональный путь ублажения потребности заключается в проявлении злостной злости. Убивая и превращая другого в жертву, кто-то лицезреет свою значимость в демонстрации доминирующей силы, подсознательно поднимая внутренние конфликты.

3. Экзистенциальные потребности человека в укорененности

Чтоб ощущать себя всеполноценным представителем собственного вида, человеку принципиально обдумывать свои корешки. Потому так сильна связь мамы с ребенком. Соглашаясь с Фрейдом, Фромм признавал наличие в детской психике инцестуальных стремлений, но утверждал, что их предпосылкой является совсем не сексапильное желание, а подсознательное желание возвратиться в материнское лоно с целью укорениться, достигнуть настоящего чувства защищенности.

Продуктивный метод укоренения заключается в естественном отходе от материнской груди, в активном содействии с миром, в развитии адаптационных возможностей и достижении целостности личности в критериях осознаваемой действительности.

Непроизводительный метод состоит в фиксации собственного мышления в ограниченных мамой границах, без желания самостоятельности. Люди, идущие этим методом неуверенные внутри себя, переполненные внутренними ужасами, очень зависимы.

4. Экзистенциальные потребности в самоидентичности

В человек заложено природой самостоятельное формирование концепции собственного «Я», результатом которого является понимание факта, что «Я отвечаю за себя». Легче отождествлять себя с различными институтами: с государством, цивилизацией, религией, профессией, социальной группой, местом проживания. В облегченной модели идентификации заложена угроза глобального конформизма, стадного инстинкта, зависимой принадлежности к массе, где особенность остается только словом, теряет беспристрастную суть собственного лексического значения.

Другая крайность укрыта в ситуации, где человек лишен способности отождествлять себя с кем-то либо с кое-чем. Можно лишиться рассудка. Люди, не имеющие психических заморочек, могут идентифицировать себя вне толпы, при всем этом их аспекты отвечают действительности.

5. Экзистенциальные потребности в системе ценностей

Человек, лишенный моральных ориентиров, движется по жизни, как слепой котенок. Систему ценностей он делает, как остов собственного поведения, правила, делая упор на которые проживает жизнь продуктивно либо деструктивно исходя из убеждений Фромма. История знает много личностей, заплативших жизнью за сохранение собственной системы ценностей.