Электронная тонировка стекол авто
В обзоре указаны виды электронной тонировки, ее преимущества и недостатки. Рассмотрены принципы работы системы и специфика установки своими руками.
Чем больше ужесточаются законы относительно тонировки, тем больше ее разновидностей появляется. В наш век смарт-технологий неудивительным стало появление электронной «умной» тонировки. Назначением ее, как и ранее, является изменение светопропускающей способности стекол автомобиля. В отличие от статической пленки, электронной тонировкой может управлять автовладелец на свое усмотрение с помощью пульта или кнопки. Смена цвета происходит в считаные секунды, водитель может подстраивать тонировку в зависимости от погоды или других обстоятельств, не отвлекаясь от дороги.
Для установки электронного тонирования обычно используют один из способов:
- установка смарт-стекла, изготовленного по SPD-технологии, вместо заводского;
- тонирование специальной пленкой заводского автомобильного стекла и подключение к сети автомобиля.
К преимуществам электротонировки можно отнести:
- защита от ультрафиолетовых лучей;
- регулировка степени светопропускаемости;
- энергосберегающие свойства стекол;
- повышенная звукоизоляция;
- неприхотливость в обслуживании;
- внешняя привлекательность.
Недостатками электротонировки считаются:
- высокая цена (временное явление, пока не налажено массовое производство);
- малое количество специалистов по установке;
- самостоятельная установка возможна только при достаточных познаниях в области физики и
- электрике, а также опыта в поклейке обыкновенных тонировочных пленок;
- быстрая разрядка аккумуляторной батареи, дающей напряжение для химической реакции.
Виды электронной тонировки
В наше время существует несколько видов «умной» тонировки:
электронная тонировка трёхслойными стёклами, меняющими тон за счет воздействия тока на электрохимический слой;
электрохромное тонирование плёнкой с химическим напылением, изменяющим свои оптические свойства под напряжением.
Учтите, что понятия «электрохромная тонировка» и «электрохромное стекло» разные. Тонировка – это пленка, а в стекло вживляются нити с химическим напылением, которые начинают реакцию под воздействием электрического тока. Реакция затемнения и осветления стекла довольно длительная, по сравнению с работой тонировки.
Управлять электрохромными стеклами можно в трех режимах:
- плавном, когда стекло изменяет цвет в зависимости от оборотов ролика на рулевой колонке;
- дистанционном, смена пропускной способности стекла регулируется с помощью пульта;
- консольном, тон стекла регулируется кнопкой на консоли.
Работа системы электронной тонировки стёкол
Принцип работы электро тонировки на основе жидких кристаллов завязан на фотохимической реакции, в процессе которой изменяется структура пленки и количество пропускаемых солнечных лучей. Без воздействия тока твердые кристаллы не пропускают свет и делают стекло матовым. С появлением напряжения продолговатые кристаллы плавятся, распределяются по поверхности определенным образом и пропускают больше света.
Нанесение такой пленки на стекло автомобиля идентично обыкновенной тонировке, в конце нужно подключить ее к питанию. Для функционирования достаточно 12 В, выдаваемых аккумулятором. Прозрачность регулируется с помощью изменения напряжения.
Работа электрохромной тонировки обусловлена протеканием той же реакции, но в другом типе пленки на основе полимеров. Их свойства меняются не только под воздействием тока, но и от температуры окружающей среды и внешнего освещения. Уровень затемнения регулируется подачей напряжения, в спокойном состоянии стекло прозрачное.
Электронная тонировка стёкол смарт-полимерами
«Умное» стекло на основе полимеров является объединением прозрачной пленки и химического напыления, которое может менять свои свойства:
- светопропускающую способность;
- теплопроводность;
- коэффициент теплопоглощения;
- матовость и т. п.
Насыщенность электронной тонировки изменяется от прозрачной до максимально непроглядной. Для поддержания тона электропитание не нужно, ток подается только при смене оттенка.
SPD-тип и PDLC-тип электрохромной тонировки
Электрохромное тонирование бывает двух типов:
SPD (на основе полимеров, изменяющих пропускную способность и прозрачность плёнки);
PDLC (полимеры меняют только уровень своей прозрачности, но не светопропускную способность).
Стекло, тонированное по SPD-типу, меняет прозрачность вместе со светопроницаемостью. Регулировка производится в промежуточном состоянии. При полном затемнении можно хорошо видеть окружающую среду.
Стекло с PDLC-тонировкой не препятствует постоянному проникновению внешнего света в автомобиль, но снаружи салон не будет просматриваться за счет матирования. Схема подключения тонировки по PDLC-типу к сети автомобиля с регулятором напряжения представлена на рисунке.
Электронная тонировка Vario Plus Sky
Тонировка этого типа является новшеством с особыми свойствами изменения тона под воздействием электрического тока. Она способна задерживать не только ультрафиолет, но и инфракрасные лучи.
Основными свойствами тонировка Vario Plus Sky являются:
- усиление прочности стёкла;
- усиленная звукоизоляция салона;
- регулированная степень прозрачности.
Управление тонировкой производится через контроллер с помощью кнопки.
Стоимость электрических тонировок
Безусловно, тонировка на основе новых технологий в ближайшее время не вытеснит с рынка обыкновенную пленку по причине дороговизны технологии. Так как разработка сравнительно свежая и не поставлена на конвейер – она эксклюзивна для каждого автомобиля. Если рассматривать ценовую политику тонировки с помощью электронных пленок и «умных» стекол, пленки, конечно же, дешевле.
В общем, ценообразование на подобную услугу зависит от некоторых факторов:
- выбранного типа тонировки;
- качества и количества используемых материалов (можно купить пленку, произведенную в странах Азии, и установить не на все стекла – это ваше решение);
- марки и модели вашего авто;
- наличие квалифицированных специалистов;
- сложности установочных работ.
В денежном эквиваленте цена электронной тонировки за квадратный метр находится в пределах 850–1500 у. е. Если хотите покрыть все стекла, – это 2 м².
Изготовление индивидуального смарт-стекла стоит в разы дороже, но это не останавливает владельцев автомобилей премиум-класса в погоне за комфортом и эксклюзивностью.
Установка электронной тонировки своими руками
Если вы уверены в своем мастерстве поклейки тонировочной пленки и навыках электрика, можете установить электронную тонировку собственноручно. Процесс этот несложный, но кропотливый, выполнять его желательно с помощником. Все нужно сделать правильно с первого раза, чтобы не испортить дорогую пленку.
Для выполнения работы понадобятся инструменты:
- рулетка;
- офисный нож;
- губка для стекол;
- салфетки;
- распылитель;
- моющее средство и средство для мытья стёкол;
- бумага большого размера (остатки обоев);
- шпателя для разглаживания.
Подготовка поверхности и нанесение электронной тонировки выполняется так:
- вымойте стекла автомобиля от грязи и обезжирьте средством для мытья стекол;
- вытрете насухо салфеткой;
- произведите замеры стекол автомобиля и подготовьте лекала из бумаги;
- на поверхности пленки сделайте раскладку лекал, учитывая припуски по 2–3 см с каждой стороны;
- аккуратно разрежьте пленку по разметке;
- производите поклейку каждого кусочка по очереди;
- снимите защитный слой и прикрепите пленку к стеклу из салона;
- разглаживайте от центра по горизонтали и вертикали с помощью шпателя (на поверхности не
- должны появиться складки или неровности);
- аккуратно подрежьте и подравняйте края;
- включите пленку в электроцепь автомобиля с помощью регулятора и инвертора;
- заизолируйте контакты и спрячьте провода за обшивку.
Полученная поверхность обладает хорошей устойчивостью перед механическим и химическим воздействием.
Замена заводских стекол «умными» производится в два этапа:
- демонтаж старых стекол;
- установка стекол с электронной тонировкой.
Процесс этот долгий и трудоемкий, требующий определенной квалификации и инструмента. Если вы решились на заказ эксклюзивных стекол, не стоит экономить на установке, доверьте ее профессионалам.