Эпикур — создатель влиятельного эллинистического учения. Он соединял свою теорию с элементами этики Аристиппа и учения Демокрита об атомах и развил их идеи (хотя сам с пренебрежением относился к предшественникам).

Афинянин по происхождению, он вырос на полуострове Самос. С юных лет увлекался философией, в 32 года сделал свою школу философии, поначалу на о.Лесбос в городке Метелене. С 306 года до н.э. Эпикур переселяется в Афины, покупает сад и в нем основывает школу, потому ее и именуют «Сад», а учеников и последователей Эпикура — «философами из сада». Эпикур и его школа сыграли приметную роль в развитии философии. Сделанная как община единомышленников школа за время собственного существования, а просуществовала она около 600 лет, не знала раздоров и разногласий. Ученики были преданны собственному учителю, бывшему для их прототипом поведения, и соблюдали принцип, им установленный: «Поступай так, как если б на тебя смотрел Эпикур». Философия Эпикура — практическая и материалистическая. Он опровергал фатализм (предопределенность, судьбу), оставляя человеку свободную волю и право выбора, и не признавал богов. «Мир Демокрита, где все предопределено, тосклив и безотраден и вообщем страшнее ада», — утверждал Эпикур. Цитаты из «четвероякого лекарства», базы учения Эпикура:

— «Богов не следует страшиться»;

— «Погибели бояться тоже не следует, ведь «Пока мы есть, погибели еще как бы нет, а когда она есть, то нас уже нет»»;

— «Благо просто достигнуть»;

— «Зло просто вынести».

Эпикур опровергает бессмертие души, но не саму душу. По его воззрению душа — это особенная структура атомов, узкая, но полностью настоящая материя, пронизывающая вещественное тело. В собственном учении Эпикур не ставит цели узнать правду. Его цель — примирить человека с жизнью, освободить от страданий и обучить принимать ее с радостью. «Роль философа близка к роли доктора», — считал Эпикур. — «Философия эта должна посодействовать человеку избавиться от излишних желаний, причиняющих мучения, от мучительных страхов, обучить услаждаться легкодоступным, жить просто и безмятежно. Людские желания беспредельны. Неудовлетворение желаний вызывает мучения. Еесли ограничить желания, проявив мудрость и благоразумие, то и поводов для страданий будет меньше».

В этом приметно сходство философии  Эпикура с буддизмом, с его представлением о срединном пути (не стремясь к огромным радостям, не получаешь огромных страданий). Для счастья человеку необходимо только отсутствие физических страданий, спокойствие духа, тепло дружественных отношений.

Надпись у входа в эту школу говорила; « Гость, тут для тебя будет отлично. Высшее благо тут — наслаждение». Но не телесные, чувственные наслаждения имеются ввиду, они, напротив, осуждаются, потому что за их всегда следует расплата. Превозносятся наслаждения умственные, душевное равновесие, гармония с собой и с миром, удовлетворенность от общения с друзьями, а главное наслаждение — это сама жизнь. «Жизнь дается в чувствах, и они не могут ошибаться», — считал Эпикур. Философия, сделанная им, отводит разуму второстепенное значение после эмоций. В отношении страны и общества философ придерживался нейтрального, отстраненного дела, считая, что человеку вернее жить в уединении. В свою школу он воспринимал и дам и даже рабов. В других философских школах не практиковалось ничего подобного. Новым было и возвышение ценности людской земной жизни и оправдание телесных потребностей человека (эти идеи позднее переняли философы-гуманисты эры Возраждения).

Перед входом в школу стоял кувшин, заполненный водой, и печеная лепешка как знак того, что человеку по сути нужно совершенно малость. Члены общины жили робко и без излишеств. Они не соединяли воединыжды имущество, это могло бы вызвать разногласия и недоверие, как подразумевал Эпикур. Философия Эпикура, приспособленная в Риме и Франции, была очень искажена. Эпикуреизм приметно отличается от учения самого Эпикура и поближе по собственной сущности, быстрее, к гедонизму.