Эпоха просвещения — идеи, которые изменили мир.
Эра Просвещения — время расцвета умственной жизни населения земли, возникновении новых мыслях, новейшей философии, направленной на ценность жизни и личности каждого человека и признание людского мозга главной ценностью. Согласно изречению величавого германского философа И. Канта, «просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в каком он находился по своей вине».
Эра просвещения — философия и главные постулаты учения.
Начало было положено еще в эру географических открытий, когда кругозор человека, только-только вышедшего из темного средневековья начал быстро расширяться. Географические открытия, новые земли, расширение торговли — все это содействовало развитию науки, обогащению культуры и философских мыслях. Передовые люди эры уже не могли наслаждаться религиозными догмами, постулатами веры и старой философии. Наука нового времени — открытия Коперника, И. Ньютона и других породила новейшую касту людей, обладавших особенным миропониманием, хорошим от общего. В их картине мира основное место занимали понятия «естественное право», «разум», «природа». Мир представлялся передовым мозгам некоторым совершенным механизмом, единожды отлаженным и действующим в точности с определенным законом. Роль Бога свелась только к «началу всего», он признавался силой, придумавшей порядок вещей, но конкретно не вмешивающейся в жизнь. Это учение получило заглавие «деизма» и было очень популярно посреди философов 17-18 века.
Человеческое общество числилось всего только маленьким слепком с природы. Философы эры просвещения — Вольтер, Дидро, Руссо, Локк, Ломоносов и другие считали, что необходимо только «отыскать» те естественные законы, на которых зиждется человеческое общество и сделать их неотклонимыми для выполнения. Они провозглашали естественным правом человека свободу веры, совести и выбора рода занятий, человеческое достоинство, равенство сословий. Дела меж правителями и народом должны были строиться на базе естественного контракта меж ними, который ограничивал бы крайнюю тиранию властелин. Этот подход был воистину революционным – ранее власть монарха числилась данной выше, а сударь, коронованный высшими церковными иерархами, числился наместником Бога на земле. Вот поэтому большая часть философов адресовали свои послания, сначала, монархам.
Философы Эры Просвещения беспощадно критиковали тогдашний стиль жизни – неограниченная царская власть, костры инквизиции, засилье церкви, бедное и бесправное положение третьего сословия и трудящихся – все это казалось им одичавшим пережитком прошедшего. Философы обосновывали, что все это является плодами несоблюдения монархами собственных обязательств по отношению к подданными и злоупотреблением властью. Они предлагали в качестве примера для подражания «просвещенного монарха», который правил бы государством, обеспечивая соблюдение естественного закона.
Многие деятели эры Просвещения испытали на для себя гонения власти и церкви, их труды сжигались, подвергались беспощадной цензуре, создатели часто не знали, проснутся ли они завтра живыми и свободными людьми. Так, одна из первых ласточек эры просвещения – Энциклопедия Дидро была во Франции запрещена к печати, а создатель обязан был находить богатых просвещенных покровителей. Но эти преследования не останавливали философов и писателей. Эра Просвещения стала предвестником нового времени, показав людям достойный пример для подражания и предстоящий путь развития.
Эра Просвещения принесла один из самых богатых вкладов в современную культуру, многие ее постулаты легли в базу современного права государств Европы, глобальных деклараций ООН и других документов.