Эвристическое обучение
Современная педагогика становится все более гибкой и позволяет родителям и учителям использовать неограниченное количество различных методик обучения. Избрать можно всякую — только бы она была эффективна и не вредила ребенку. Одна из фаворитных инноваторских методик обучения — это эвристическое обучение.
В переводе с греческого heurisko – «открываю», «отыскиваю», «нахожу». Идет речь о нахождении познаний, ответов на поставленные вопросы. Истоки эвристического обучения следует находить в Старой Греции, в способе древнего философа Сократа. Он называл применяемый им способ обучения майевтикой, что практически переводится с греческого как повивальное искусство. Сократ задавал своим ученикам вопросы, вдохновлял их к рассуждению; так в беседе рождалось познание.
Современное эвристическое обучение основано как раз на сократовской майевтике. Его цель — посодействовать ученику сконструировать свой смысл, цели и содержание образования, процесс его организации, диагностики и понимания. Если гласить более ординарными словами, эвристическое обучение состоит в непрерывном открытии нового.
Невзирая на приличный возраст способа, понятие эвристического обучения в педагогике стало употребляться относительно не так давно. Отсюда — отсутствие единой трактовки: эвристическое обучение может иметь в виду собой форму обучения (например, эвристическая беседа), способ обучения (скажем, мозговой штурм) либо технологию творческого развития учеников.
Эвристическое обучение соединяет внутри себя творческую и познавательную деятельность. Учитель не дает ученику готовые познания; он предоставляет ему объект, познаниями о котором должен завладеть ученик. Объектом может выступать историческое событие, природное явление, литературное произведения, материал для конструирования и т.п. На его базе ребенок делает продукт деятельности — догадку, текст, схему, изделие. Итог творческой деятельности малыша может быть полностью непредсказуемым, он находится в зависимости от личности ученика. Только после чего ученик при помощи учителя сопоставляет итог с известными достижениями в этой области (культурно-историческими аналогами), переосмысливает его.
Конечная цель эвристического обучения — не получение определенных познаний, а творческая самореализация ученика. Соответственно, оценивается не усвоение ребенком определенных познаний по определенному предмету, а его творческие заслуги в этой сфере.
Эвристическое обучение базируется на определенных принципах. Посреди их:
- личностное целеполагание ученика;
- выбор персональной образовательной линии движения;
- метапредметные базы содержание образования;
- продуктивность обучения;
- первичность образовательной продукции учащегося;
- ситуативность обучения;
- образовательная рефлексия.
Нередко предки и даже учителя путают эвристическое обучение с проблемным. Но меж этими способами есть различия. У познавательной задачи-проблемы, которую учитель ставит перед ребенком в проблемном обучении, есть конкретное решение либо хотя бы направление решения. А открытое задание в эвристическом обучении не имеет правильного решения, и итог никогда не известен заблаговременно ни ученику, ни учителю.
Задачка проблемного обучения — передача опыта учителя ученику необычным методом (методом постановки познавательной трудности). А эвристическое обучение предполагает создание учеником личного опыта. При всем этом проблемное обучение нередко выступает предварительным шагом для эвристического: до того как создавать свой продукт, ребенок должен усвоить методы его сотворения. В этом ему и помогает решение познавательных заморочек.
Эвристическое обучение можно использовать при обучении фактически хоть какому школьному предмету, главное — придумать не плохое открытое задание. Например, на уроке физики можно предложить ученику сконструировать прибор (хотя бы на бумаге), на уроке обществознания — придумать общество грядущего, на уроке физкультуры — составить собственный комплекс упражнений для развития определенной группы мускул.
Естественно, эвристическое обучение не может вполне поменять обычное, но использовать его как дополнение к обычным способам для развития творческих возможностей малыша можно и необходимо. Ребенку всегда приятно ощущать себя полноправным участником процесса обучения, когда в него не пробуют «впихнуть» познания против воли, а дают ему получить их без помощи других, пусть даже способом проб и ошибок. В конце концов, многие величавые открытия были изготовлены совсем случаем!