Неожиданная идея, неясно откуда взявшаяся, либо информация, просто слово либо чье-то имя – то, что никаким образом ранее не заинтересовывало, появляется в голове. Человек задумывается: «А к чему мне это вдруг пришло в голову?» Но очень скоро он вновь сталкивается с той же информацией либо явлением, позже опять и опять. Что это – случайность либо некоторый символ? Относительно не так давно психологи дали определение: парадокс Баадера-Майнхофа.

Подсознательное либо случайное?

Если увиденное во сне вдруг реализуется в действительности – это «сон в руку», и в принципе, не вызывает особенного удивления. Как ни удивительно, легче иногда поверить в потустороннее, чем в то, что происходит наяву. Непременно, парадокс Баадера-Майнхофа находит собственных оппонентов посреди ярых реалистов. Разъяснение их достаточно обычное: случайная идея, зацепившаяся за сознание (а мысли и идеи витают в воздухе, как понятно), поражает человека собственной неуместностью либо даже отсутствием смысла. После чего он волей-неволей фиксирует свое внимание на всем, что касается данной инфы, так как два либо три совпадения – это уже некоторая последовательность. И подсознание, интуиция либо Баадер-Майнхоф тут ни при чем. Но так ли все тривиально?

Как мозг выделяет информацию

Все разночтения вокруг данного явления основываются на том, что человечий мозг склонен легче принимать готовые установки в отношении всех тенденций, либо паттернов (pattern). Любые отличия настораживают его и заостряют на их внимание. Появляется некоторое чувство дежавю: ведь совершенно не так давно я об этом помыслил, услышал, представил. И случайные совпадения обретают значимость, даже чрезмерную значимость. Одним словом, сознание само «продвигает» случаем полученную информацию. И в то же время сотки и тыщи фрагментов инфы, которые не стали паттернами, безо всяких следов проходят мимо нашего сознания, не получая закономерности.

Происхождение наименования

Баадер-Майнхоф — это не фамилия доктора психологии, открывшего данный парадокс. Более того, это две фамилии 2-ух персонажей, не имеющих никакого дела к психической науке. Андреас Баадер и Ульрике Майнхоф –предводители германской террористической группировки «Фракция Красноватой Армии». Такая организация вправду была в ФРГ в 70-е годы прошедшего столетия. Герои этой истории – потомки нацистов, которые странноватым образом считали свою террористическую деятельность священной войной с фашизмом. А воплощением фашизма в послевоенном мире члены группировки считали США – с развязыванием безграничных войн во Вьетнаме, на Ближнем Востоке, с попытками диктовать свои условия всему миру. На базе реальных событий был снят остросюжетный экшн-фильм «Комплекс Баадера-Майнхоф».

О кинофильме и психическом парадоксе

Кинофильм совместного производства Германии, Франции и Чехии появился на большенном экране в 2008 году. Он был снят по мотивам романа журналиста из еженедельника «Шпигель» Штефана Ауста. Создатель, оказывается, состоял в личном знакомстве с некими деятелями «Фракции Красноватой Армии». Режиссером и одним из создателей сценария был Ули Эдель. В основных ролях снялись Мориц Бляйбтрой и Мартина Гедек. Действия происходят в десятилетие с 1967 по 1976 годы. Организация объявила террор против правящей вершины Германии, которую считают проводником политики головного неприятеля населения земли – Америки. Бессчетные невинные жертвы, кровь на улицах мирных городов. Милиция оказывается бессильной перед разгулом насилия. Ограбление банков, 10-ки убийств, покушения на руководящих чиновников – все это соединилось в единый клубок ужаса.

Кинофильм «Комплекс Баадера-Майнхоф» был номинирован на премии «Золотой глобус», «Оскар», BAFTA, Deutcher Filmpreise. Правда, далее номинаций дело не пошло.

Правда и вымысел

Выход кинофильма стал собственного рода катарсисом, очищением. Как признался исполнитель роли головного идеолога движения террора Мориц Бляйбтрой, это была редчайшая возможность открыто поведать о катастрофических событиях собственной истории, о которых конфузливо умалчивалось. У продюсера картины Бернда Айхингера нашлось свое разъяснение: воплощение такового «животного» сюжета в жизнь стало вероятным конкретно в стране, пережившей страхи нацизма, которые пустили глубочайшие корешки в сознании цивилизации. Непринципиально, как это именуется – синдром Баадера-Майнхофа либо послевоенный синдром.

В германском обществе кинофильм вызвал разноплановую реакцию. Многие современники тех кровавых событий, в том числе родные и потомки жертв террора, узрели искажение фактов и даже оскорбление памяти погибших.

А при чем здесь парадокс?

Какая же связь меж фильмом и самим понятием «парадокс Баадера-Майнхофа»? Конкретного ответа на этот вопрос нет. Одна из версий такая. В 1986 году (год официального признания парадокса) один янки из штата Миннесота прочел заметку про немецкую террористическую компанию «Красноватая Армия». И очень скоро он опять натолкнулся на другую информацию о той же организации. Пытливый гражданин воспринял это не как совпадение, как закономерность, чуть ли не загадочный символ судьбы, предостережение о кое-чем. Началось обсуждение в прессе, читатели стали с энтузиазмом дискуссировать: имеет ли место случайная цепь событий либо впору гласить о новейшей психической теории. А так как отправной точкой для дискуссии послужила история Баадера-Майнхофа, парадокс так и получил это двойное имя.

Что ищешь, то и отыщешь

И все таки, по какому принципу человек уделяет свое внимание на некоторые случайные действия и фразы, а массу другой, иногда более принципиальной и увлекательной инфы, пропускает мимо? Одним словом, какую психическую базу имеет парадокс Баадера-Майнхофа? Многие склонны придавать этому явлению магический смысл. В таком случае не надо ли вспомнить другого немца – Фридриха Ницше, который утверждал: «Если длительно всматриваться в пучину, пучина начнет всматриваться в тебя»?..Другими словами человек впускает в мозг определенный кусок из плотного потока инфы. При появлении хотя бы 2-ух совпадений сама собой приходит гипотеза о неслучайной закономерности и даже знаках выше. Выходит, все таки совпадения, и ничего сверхъестественного не происходит? Что молвят об этом наилучшие разумы населения земли?

Теория Юнга

Еще есть одна теория, либо попытка осознать сущность рассматриваемого вопроса. Она основывается на концепции швейцарского психиатра, считающегося одним из создателей так именуемой «глубинной психологии», философа Карла-Густава Юнга (1875-1961). Самое куцее разъяснение его концепции могло бы звучать так: любые идеи имеют свойство витать в воздухе. По Юнгу, не просто в воздухе, а по поверхностным слоям коллективного сознания. И нет ничего необычного в том, что идеи могут восприниматься и воспроизводиться сразу различными людьми. Так может быть объяснено, к примеру, научное открытие, изготовленное практически сразу несколькими людьми, либо метафора в литературе и искусстве, воплощенная не один раз (кроме случаев прямого плагиата). Концепция Юнга утверждает даже, что меж этими людьми и изготовленными ими открытиями существует далековато не случайная мощная зависимость. И есть даже величина измерения таковой зависимости!

Было бы умопомрачительно, если б у таковой парадоксальной теории, объясняющей эффект Баадера-Майнхофа, не было опровергателей. Более приметная фигура на стороне врагов Юнга – социолог Брайанд Таусенд — именует изыскания предшественника «магическим туманом». Можно соглашаться либо спорить с хоть какой точкой зрения. На сей день ясно одно: никакого четкого определения этому парадоксу не существует ни в научном осознании, ни в филистерском. Но конкретно собственной нерасшифрованностью он принуждает людей вновь и вновь ворачиваться к нему. И если кто-то сейчас в первый раз вызнал это странноватое словосочетание – «парадокс Баадера-Майнхофа», можно быть уверенным, что в скором времени он в один момент услышит о нем вновь, и его сознание преподнесет ему новейшую загадку. Этим и хороша жизнь.