Философия культуры в «Закате Европы» Шпенглера
Культурфилософия либо философия культуры – это ветвь философии, изучающая суть, развитие и значение культуры. 1-ые пробы осмыслить значение культуры в жизни общества предпринимались еще в древние времена. Так, софистам принадлежит награда выявления антиномии меж природными и культурно-нравственными мотивациями человека. Киники и стоики дополнили эту идея и развили теорию об испорченности и искусственности «публичной культуры». В Средние века многие выдающиеся мозги задумывались над тем, что есть культура и об ее месте в творении Божьем. Позднее, в Новое время и, в особенности в эру Просвещения, публичной культуре уделялось много внимания. Ж-Ж.Руссо, Дж. Вико, Ф. Шиллер и другие развивали идеи об личном своеобразии государственных культур и ступенях их развития.
Но сам термин «философия культуры» был введён сначала XIX в. германским романтиком А. Мюллером. С того времени она стала особенной отраслью философии. Ее следует отделять от философии истории, так как процесс культурного развития населения земли в целом и наций и народностей а именно не совпадает по ритмам с процессом исторического развития цивилизаций. Она также отличается и от таковой науки как социология культуры, так как последняя фокусируется на культуре как на парадоксе, функционирующем в данной системе соц, публичных отношений.
В особенности плодотворным в плане развития философии культуры стал конец XIX — начало XX вв. Появилась целая плеяда философов (Ф.Ницше, О. Шпенглер, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гассет, в Рф Н. А. Бердяев, Н. Я. Данилевский и другие), посвятивших свои труды осмыслению отдельных стадий эволюции культуры населения земли. В этом смысле бесценный вклад произвела философия культуры Шпенглера, германского философа, историка и культуролога (1880-1936).
Шпенглер выдвинул очень необычную концепцию повторяющегося развития определенной культуры как некоего живого организма. Пользуясь наработками собственных предшественников, философ тоже противопоставляет «культуру» и «цивилизацию». По Шпенглеру, любая культура рождается, развивается, проходя все стадии – младенчество, детство, молодость, зрелость (в какой культура добивается собственного пика развития), а потом дряхление, старость и, в конце концов, погибель. Когда культура погибает, она преобразуется либо вырождается в цивилизацию. Актуальный цикл культур продолжается от тыщи до полторы тыщи лет. Философия культуры у Шпенглера более много раскрывается в его работе с сладкоречивым заглавием «Закат Европы», в какой философ предрекает погибель европейской цивилизации и вырождение ее в бездушную гонку за модой, удовольствиями, накопительством, рвением к власти и богатству.
Философия культуры в учении Шпенглера базируется на 2-ух базисных понятиях – «культуры» и «цивилизации». Но, хотя философ и наделяет цивилизацию такими нелестными эпитетами, как «общее общество» и «бездушный ум», не стоит упрощенно мыслить, как будто он на сто процентов опровергал пользу научно-технического прогресса. Просто у культуры есть душа, а цивилизация по собственной сущности бездуховна, так как культура отыскивает связи с другим миром, тем, что не лежит в плоскости вещей, а цивилизация ориентирована на исследование и освоение этого мира, на управление вещами. Культура, по Шпенглеру, плотно сплетена с культом, она религиозна по собственному определению. Цивилизация осваивает поверхность мира, она бездушна. Цивилизация стремится к могуществу, к преобладанию над природой, культура лицезреет в природе цель и язык. Культура – национальна, а цивилизация глобальна. Культура – аристократична, а цивилизацию можно именовать демократичной.
Философия культуры, на период жизни Шпенглера, имела дело с 8 непроницаемыми культурами, уже погибшими, как египетская, вавилонская, культура майя, греко-римская (Аполлона), так и с угасающими – индийской, китайской, византийско-арабской (волшебной) и западноевропейской (фаустовской). Естественно, с закатом Европы конца света не будет, убежден Шпенглер: будет период бездуховной эры массового употребления, пока где-нибудь, в каком-то уголке мира не созреет и не расцветет другая культура, «подобно цветам в поле».