Философия Шопенгауэра: волюнтаризм и бесцельность человеческой жизни
Предшественники Артура Шопенгауэра спорили о смысле людского существования, задаваясь вопросом: «С какой целью мы живем?» Одни утверждали, что цель жизни человека состоит в вере в Бога, другие гласили о развитии природы, третьи уверяли собственных современников в том, что смысл жизни состоит в необходимости обрести спокойствие, а некие даже осмелились заявить, что цель жизни состоит в нескончаемом ее поиске.
Иллюзия актуальной цели
Чем все-таки необыкновенна философия Артура Шопенгауэра? Дело в том, что он 1-ый заявил о глупом существовании человека. Мы проживаем свою жизнь в суматохе, нескончаемом хаосе, в маленьких дилеммах и умираем, даже не успев обернутся и поглядеть, что было изготовлено в жизни. То, что мы называем целью жизни, всего только ублажения собственных маленьких желаний, достижение которых увеличивает самооценку и делает нас более похотливыми. Счастье, о котором мы настолько не мало говорим, как о смысле жизни, недостижимо. Неизменная боязнь погибели и мысли о кратковременности жизни не дают нам расслабится и ощутить счастье. Философия Шопенгауэра подразумевает, что мы только создаем его иллюзию, благодаря религии и вере в актуальную цель. Артур Шопенгауэр, философия которого основалась на принципах волюнтаризма, стал одним из основоположников этого направления в Германии. Ее сущность в том, что миром никто не управляет, Бог, как утверждает религия, нас не защищает и не покровительствует. Вроде бы это ни звучало грустно, но миром управляет хаос — неподвластный, неподдающийся никаким логическим расчетам. Даже человечий разум не способен подчинить хаос. Только воля, людская воля и желание являются той силой, которая двигает хаос.
«Жизнь — есть мучения, ибо предпосылкой страданий являются наши желания»
Этот принцип положен в базу буддистского учения, ведь все помнят об их аскетичной жизни. Философия Шопенгауэра утверждает: следуя на поводу у наших желаний, мы не получаем чувства счастья. Даже достигая их свершения, человек не ощущает величества, а только опустошение души. Намного ужаснее, если свершения желания добиться так и не удалось, и мысли о нем приносят нам мучения. А из чего, на самом деле, состоит наша жизнь? Из желаний быть рядом с кем-то, обрести что-то, приобрести нужную вещь…
Мучения от утраты подходящего нам человека, так как мы желаем быть с ним, прикоснуться к нему, поглядеть в глаза.
Философия Шопенгауэра находит выход из страданий: отречения от желаний. Аскетизм, проповедуемый буддистами, утверждает, что избавившись от возможности вожделеть, мы погружаемся в состояние нирваны. Другими словами, в состояние под заглавием «ничего». В нирване ничего нет, ничего не делается, и ничего не охото. Но опять вопрос: «Как живой человек может не вожделеть?» Ведь сила, которая двигает население земли, принуждает нас подниматься днем с постели, и это тоже воля, желание. Что остается в мире, если человек не станет вожделеть? Что будет с миром?
Философия Шопенгауэра предлагает тренировать себя и практиковать медитацию, как метод отречения от желаний. Медитация помогает только на некое время погрузится в состояние так именуемой «нирваны». А вот если спросить у буддийского монаха: «Смогли ли вы отречься от возможности вожделеть?» Навряд ли от от всей души ответит на этот вопрос. Ведь то, что человек не производит свои желания, совершенно не означает, что он не стал вожделеть…