Философское мировоззрение в системе форм и видов человеческого сознания
Философское миропонимание – это одна из форм людского самосознания, система взглядов на индивидума и его место в мире. Его главнейшей составной частью являются познания о мире и о человеческом бытии, но все таки совокупа познаний – это еще не миропонимание. Если б это было так, то, как считали философы-просветители, довольно было просто проинформировать людей о каких-то познаниях, и они смогли бы переменить свое мировоззрение без внутренних колебаний и кризисов. Ведь определенная позиция такового рода обычно складывается через личные установки, внутреннюю работу, преодоление собственных заморочек.
Поэтому, чтоб уяснить особенности философского миропонимания, необходимо, сначала, проанализировать само это понятие. Можно сказать, что так именуют синтез познаний и дела человека к действительности и для себя самому, целостность его убеждений, эталонов, ценностей и ориентаций. Миропонимание может быть различным, зависимо от социальной группы либо принадлежности к какому или коллективу – публичным, штатским, личным. В нем выделяют разные нюансы – к примеру, эмоционально-чувственный и умственный. Философ Карл Ясперс увидел, что когда желают выделить 1-ый нюанс, то обычно молвят о таких подсистемах миропонимания, как мировидение, мировосприятие и мироощущение. Умственный же нюанс поточнее всего отражается в термине «мировоззрение».
Философское миропонимание является одним из видов развития и формирования личности, если мы говорим об личном явлении, и историческим типом публичного самосознания, если идет речь о духовной культуре населения земли. Существует также и групповое миропонимание. Сам этот термин был введен в философский дискурс Иммануилом Кантом. В разных системах, также в различные эры эмоции, чувства и осознание представлено по-разному и в разных соотношениях. Но хоть какое миропонимание, независимо от его структуры и систематизации, не может существовать без убеждений. Конкретно они объединяют мысли и идеи с устремлениями и действиями.
Не считая того, эту форму самосознания принято также делить на жизненно-практический и теоретический, понятийный вид. В первом преобладает здравый смысл и классические установки, нередко выражаемые в пословицах, сказках и афоризмах, а для второго свойственны логические системы с присущим им категориальным аппаратом и процедурами доказывания и обоснования. Философское миропонимание относится ко второму типу. Его функциональное назначение заключается в том, что благодаря этой системе взглядов человек осознает свою роль в мире и сформировывает актуальные установки. Таким макаром, он ориентируется на решение более принципиальных заморочек собственного существования, понимает императивы собственного поведения и смысл жизни.
Исторически выделяют три главных типа миропонимания – мифологическое, религиозное и философское. О существовании мифологической картины мира с определенными ценностями пришел к выводу французский культуролог Леви-Брюль. Для этой формы развития людского сознания типично одухотворение природных сил, анимизм и партисипаторность (чувство сопричастности ко всему, происходящему в мире). Но уже на поздних стадиях развития мифа было и философское миропонимание в мифопоэтической форме, что позволило ему породить духовные ценности недостижимого эталона. Религия как форма понимания себя населением земли является более зрелой стадией постижения бытия индивидума и мира. В ней возникают базы специфичной для философии проблематики. Не считая того, в религии вместе с мироощущением, соответствующим для мифа, огромную роль играет мировоззрение, религиозные идеи, которые обосновываются богословами. Все же, базисом для религии являются чувства и вера, а философия играет подчиненный нрав.
Фактически философское миропонимание является поочередно оптимальным, понятийным и теоретическим. Но оно не только лишь излагает познания в понятийной форме, но своими мыслями, смыслом положений и концепций вызывает дискуссии и споры, люди соглашаются либо не соглашаются, принимают либо не принимают эти теории. Таким макаром, философия не только лишь доказывает себя теоретическими аргументами, да и порождает убеждения и веру, хотя, в отличие от религии, вера играет второстепенную роль в философских концепциях. Но некие философы именуют этот тип миропонимания верознанием.