Фредерик Шопен: биография одного из лучших композиторов XIX века
Ф. Шопен, биография которого сейчас является темой нашей беседы, – это талантливейший польский композитор и пианист. Родился Фредерик 1 марта 1810 года в городе близ Варшавы. Музыкальная одарённость мальчугана проявилась ещё в ранешном детстве: уже в шестилетнем возрасте он с наслаждением играл на фортепиано, пробовал придумывать музыку без помощи других. Большую роль в этом сыграл его преподаватель, В. Живный.
Учеба и начало пути
Когда Фредерику исполнилось 8, он в первый раз на публике выступил в качестве пианиста. Тогда Шопен, биография которого как композитора начинается очень рано, уже написал несколько пьес-полонезов и один из собственных маршей.
С 1823 по 1826 г. Фредерик учился в Варшавском лицее, после этого сразу смог поступить в Варшавскую Высшую школу музыки. Фактически всё это время его наставником был Ю. Эльснер, профессиональный педагог и музыкант. Конкретно с его помощью Шопен написал свои 1-ые серьёзные произведения, посреди которых – варианты на тему Моцарта, 1-я соната, ноктюрн Ми минор, рондо (в т. ч. рондо для 2-ух фортепиано).
Закончив учёбу, Фредерик отчаливает в Вену (1829 г.), где исполняет свои произведения для широкой публики. А уже год спустя в Варшаве для него организуют самостоятельный концерт, положивший начало веренице сольных выступлений.
Венский период
Дальше Ф. Шопен, биография которого и доныне остаётся предметом исследования многих исследователей, переезжает на некое время в Вену (1830-1831). Тут жизнь в буквальном смысле начинает кипеть вокруг него: молодой композитор часто посещает различные концерты, знакомится со светилами мира музыки того периода, посещает театры, часто бывает в красочных округах городка. Такая обстановка позволяет ему раскрыть собственный талант с новейшей стороны и побуждает его на огромное количество красивых произведений. Осень 1831 года Фредерик встречает в Штутгарте. Конкретно тут его настигает весть о провале восстания в Польше и падении Варшавы. Под сильным впечатлением от катастрофических событий композитор пишет нареченный потом «революционным» этюд До минор, также две необыкновенно трагичные прелюдии – Ре минор и Ля минор. Перечень его произведений также пополняет несколько концертов для ф-но с оркестром, полонез для виолончели и фортепиано, польские песни на слова Мицкевича и Витвицкого и многие другие волшебные композиции.
Бурлящая жизнь в Париже
Последующий принципиальный шаг, который проходит Фредерик Шопен, биография которого уже успела оставит собственный отпечаток в истории Вены, — это жизнь в Париже. Конкретно тут композитор и музыкант начинает тесновато разговаривать с Листом, Беллини, Берлиозом, Мендельсоном. Но круг его общения не ограничивается музыкальной сферой. Также Фредерик с наслаждением разговаривает с профессиональными литераторами и мастерами кисти – Гюго, Бальзаком, Ламартином, Гейне, Делакруа, Ж. Санд. 26 февраля 1832 года состоялся 1-ый концерт композитора в Париже, во время которого ним был исполнен концерт для 2-ух фортепиано, также варианты на тему моцартовского «Дон Жуана».
Огромное количество концертов пришлись на 1833-1835 гг. А вот период с 1836 по 1837 г. стали решающими в личной жизни композитора: помолвка с Марией Водзинской была расторгнута, а сам Шопен сблизился с Ж. Санд.
«Золотое» время в истории творчества Шопена
Высшим расцветом творчества Шопена стали 1838-1846 гг. Более совершенные и впечатляющие его произведения были написаны конкретно в этот период. Посреди их – сонаты № 2 и № 3, баллады, полонез-фантазия, скерцо, ноктюрны, баркарола, полонезы, прелюдии, мазурки и т. д. Зиму Фредерик, обычно, проводил в возлюбленном Париже, а на лето перебирался в Ноан, имение Жорж Санд. Только одну зиму (1838-1839 гг.) Шопен был обязан провести на юге, на Майорке, из-за резко ухудшившегося здоровья. Находясь на испанском полуострове, он смог окончить ещё 24 прелюдии.
Последние годы жизни
Сложным для композитора выдался май 1844 года – вот тогда скончался его отец, и погибель его Фредерик воспринял очень тяжело. Совсем подорвал его силы разрыв с Ж. Санд (1847 г.), любовью всей его жизни. 16 ноября 1848 г., на польском вечере, происходившем в Лондоне, Шопен, биография которого и доныне потряхивает сердца, выступил в последний раз. После чего состояние здоровья не позволяло ему ни выступать, ни заниматься с учениками. Зимой 1849 года Фредерик совсем слег. Ни заботы верных друзей, ни даже приезд в Париж Людовики – возлюбленной сестры композитора – не смогли облегчить его страданий, и после тяжкой агонии он скончался. Вышло это 17 октября 1849 года.
До сего времени по-настоящему бесценным остаётся тот вклад, что сделал в развитие музыкального искусства Фредерик Шопен. Биография короткая, очевидно, не может обрисовать все волнующие моменты его жизни. Но многие исследователи-биографы попытались как можно поточнее и подробнее раскрыть весь путь этой нестандартной личности. Посреди их – И. Хитрик, А. Соловцов, Л. Синявер, Л. А. Мазель.