«Герой нашего времени»: «Тамань», краткое содержание
«Тамань» — 1-ая новелла из «Дневника Печорина», написанная типо самим основным героем произведения – Григорием Александровичем Печориным. Она играет достаточно важную роль в сюжете и судьбе персонажа, с одной стороны, дополняя психический портрет героя, раскрывая многие принципиальные его свойства и черты нрава, а с другой – помогая сравнить Печорина с «естественными» людьми, живущими вдалеке от кандалов цивилизации и светских условностей – «добросовестными» контрабандистами.
Итак, «Тамань», короткое содержание. Само заглавие направляет нас к маленькому географическому пт, нареченному Печориным (повторимся, от его лица пишет Лермонтов большая часть «кавказских» глав романа) гнусным городишко, где его ограбили и даже чуть не утопили.
Отправляясь по предписанию в Пятигорск, Печорин обязан задержаться в Тамани, ждя транспорт. Поиск квартиры приводит его на городскую окраину, где герой встречает необычного мальчугана: тот слепой, что очевидно видно по белесым очам, а двигается по крутым зигзагообразным тропинкам ловко и смело, как будто всё отлично лицезреет. Гласит слепой довольно бестолково, мешая российские слова с малороссийским наречием, и вообщем, производит не очень приятное воспоминание. Вся новелла «Тамань», короткое содержание её, почти во всем напоминают детективное произведение. Мастер интриги, Лермонтов с самого начала заинтересовывает читателя и держит его в напряжении в протяжении всего повествования.
А приключения Печорина длятся далее. Изба, где ему пришлось квартироваться, без иконы в красноватом углу, и, как пишет в дневнике сам герой, очевидно место «нечистое». Зато на крыше сарая он лицезреет даму в полосатом платьице, которая напевает таинственную песенку. «Ундина» замечательно хороша собой, и поэтому Печорин пробует завязать с нею знакомство. А ещё герой подслушивает разговор слепого и девицы, быстрее схожий на потаенную беседу двоих сообщников.
Дальше «Тамань», короткое содержание повести, становятся всё более интригующими. Печорин хочет приключений, а здесь сама судьба хлопочет, чтоб ему не было скучновато. Герой отслеживает потаенные тропы, по которым ночкой мальчишка и ундина пробираются на сберегал моря. Оказывается, они контрабандисты, и занимаются криминальным промыслом. С одной стороны, любопытство Печорина удовлетворено, с другой, ему охото до конца просочиться в загадку. Он сам отважен более контрабандистов, авантюрная жилка есть и в нраве героя. И поэтому он просто не может упустить шанс хоть несколько варьировать своё кислое существование.
Естественно, лучше читать всю «Тамань» – короткое содержание не может предать сюжет всеполноценно. Но, ясно, что новелла завершится не на мажорной нотке. Девушка-контрабандистка чуть не утопила юного офицера. Слепой мальчик украл у него шкатулку с средствами и шашку. Да и он нарушил покой этих людей, живущих по своим законам. В итоге ундина и Янко покинули те места, оставив злосчастного слепого нищебродничать и голодовать, равно как и его бабку, одинокую древнейшую старуху. Печорин слышал, с каким отчаянием гласил мальчишка о собственной судьбе, и как флегмантично и беспощадно отвечала ему красавица-ундина, бросив за услуги ему ничтожные гроши. И на нас, на читателей этот эпизод производит тягостное воспоминание. Ну и Печорин уже не рад, что ввязался в эту авантюру. Это мы осознаем, читая даже короткое содержание – «Тамань» завершается грустным выводом героя о том, что ему выпало играть роль топора в руках судьбы, разрушая судьбы тех, с кем сталкивает его жизнь. И с ювелирной точностью сопоставление Печорина себя с одиноким бригом, бороздящим морские просторы, – бригом, который пущен на волю ветра и волн и бесцельно блуждает на горизонте.
Для Лермонтова вообщем роман «Герой нашего времени», «Тамань», короткое содержание которой мы вспомнили, а именно, – произведение принципиальное, занимающее центральное место в творчестве. В нём создатель постарался нарисовать портрет собственного поколения – людей 30-х-40-х годов 19-го века, умных, образованных, профессиональных, но так и не нужных ни собственной государством, ни эрой.
Не имея никаких актуальных целей, больших устремлений и глубочайших духовных помыслов, такие люди, как Печорин, напрасно на пустяки тратят свою жизнь и, в конце концов, становятся «излишними», «эгоистами поневоле», ненавистными самим для себя.