Ги де Мопассан Пышка

Новелла «Пышка» — одно из самых ярчайших произведений писателя. Тут Мопассан обрисовывает действия, произошедшие во время Франко-прусской войны.

В одном дилижансе он свел «приличных» господ и падшую даму. Пышка – кличка девицы легкого поведения, которая ехала со авторитетными господами в одном дилижансе. Задержанные германским патрулем, господа подтолкнули Пышку на аморальный поступок, а позже, получив итог, сами же и осудили ее.

Одним из любимых приемов Мопассана является феномен. В «Пышке» он его употребляет полностью, противопоставляя «добродетельных» людей Руана и «порочной путаны Пышки (они все пассажиры 1-го дилижанса), в итоге чего добро и зло должны обменяться местами (путана оказывается более нравственней и принципиальней «высоких» господ).

Как не удивительно, при описании пассажиров дилижанса все «положительные» герои получают отрицательные оценки конкретно от повествования: оптовый виноторговец Луазо – жулик; его супруга – скряга; фабрикант — скупой ханжа.

Напротив, Пышка награждается самыми прельщающими определениями: свежайша, румяна, прекрасные темные глаза, густые реснички (хотя и здесь создатель вроде бы подталкивает нас к конфликтной ситуации, господ он обрисовывает с нравственной стороны, а в Пышке он затрагивает только ее внешний облик, не слова не говоря о ее профессии, либо о некий ее моральной стороне). Этим противоречием Мопассан зарождает феномен как ситуацию обличающую всех участников поездки.

Далее, развитие феномена: проголодавшие господа обязаны гласить с Пышкой, потому что только у нее есть корзина с пищей, которой она, ни сколько не стесняясь, делится с высочайшими особами.

И в конце концов, конфликт, как основная часть феномена, без которой он теряет всякий смысл. Германский офицер просит к для себя Пышку (мадемуазель Элизабет Руссе), а та отказывает (офицер пруссак). Вот он! Патриотизм! И здесь Мопассан профессионально, на нескольких страничках обрисовал все лицемерие, низость и боязливость людей, по наследию получающих право быть избранными.

Чтоб окончить рассказ, Мопассан проводит параллель с началом поездки, сейчас у всех есть пища, не считая Пышки, да только делится с ней никто не будет, и остается ей только одно – рыдать.

Мопассан профессионально эксплуатирует способности парадоксальной ситуации, внезапного поворота событий. Он добивается наибольшей занимательности, используя различные контрасты: социальные, бытовые, религиозные и в конце концов, нравственные.

Я всем советую прочесть эту новеллу. Да, ничего нового в ней вы наверное не увидите, лицемерие и ханжество сейчас всюду, а про патриотизм я вообщем помолчу, потому что сказать в наше время о нем практически нечего. Но есть один вопрос, который вы должны задать для себя после чтения этого рассказа и ради которого я и советую прочесть эту маленькую новеллу: как бы Вы поступили, окажись в таковой ситуации на месте «приличных» господ?