Готика – эра в развитии средневекового евро искусства, начавшаяся в 1140 году в Иль-де-Франс (Париж и область, окружающая его) и продолжавшаяся приблизительно до 1500-1550 годов, уступив место Ренессансу. Более ярко готический стиль проявился в архитектуре и витражах, но также в скульптуре, живописи, фресках, иллюминированных рукописях.

Один из самых выдающихся образцов стиля – Собор Парижской Богоматери в Париже (Нотр-Дам де Пари).

Практически архитектура того периода явилась результатом инженерной задачи. Как окутать средством камня широкие поверхности на большой высоте? Хотя большая часть церквей ранешнего Средневековья имели потолки, покрытые древесной породой, у многих построек были каменные полуцилиндрические своды (полукруглая арка) либо ребра крестовых сводов. Стенки непременно возводились очень толстые, способные противостоять наружным вторжениям, с малеханькими окнами – это особенности, которыми характеризовался романский стиль.

Готика зародилась, сначала, в архитектуре, со строительством в 1130 году церкви в аббатстве Сен-Дени.

Благодаря инноваторским тестам зодчих, начиная с 1110-х годов, вышло разложить стенку (на составные части), применив более «подвижные» элементы в организации места – к примеру, стрельчатые арки, имевшие в отличие от круглых наименьшие боковые опоры, что позволяло их просто адаптировать к окнам различной ширины и высоты. Не считая того, была разработана система каменных ребер для рассредотачивания веса свода на колонны и опоры прямо до земли, каменные своды соответственно были бы сделаны более легкими и тонкими.

В открытых стенках располагались огромные окна. В 1170-х годах, что очень принципиально, стали появляться аркбутаны (внешняя подпорная арка; тип контрфорсов), решительно связанные с готической архитектурой. Система аркбутана имеет два главных компонента: мощный вертикальный блок каменной кладки (опора) с наружной стороны строения и сегментальный либо арочный сектор, устраняющий разрыв меж опорой и стенкой.

Готический стиль принято систематизировать в согласовании с 3-мя основными периодами: ранешний (либо французская готика), зрелый (либо высочайшая готика) и поздний, так именуемая «пламенеющая» готика.

Само заглавие «готика» (от итальянского слова «готико» – особенно, варварски) было дано культуре уже в эру Возрождения архитектором и теоретиком искусства Джорджо Вазари. Таким макаром, он выразил пренебрежение стилю, сравнивая его с древним искусством. Непременно, в нынешние деньки тенденциозная оценка Вазари уже никем не делится, но наименование крепко закрепилось, равномерно натурализовалось, утратив отрицательный призвук. В эру Возрождения готическое искусство называлось ещё как «германский стиль» – определение, также принадлежащее Вазари.

Следует признать, что благодаря произведению Гёте, посвященному германской архитектуре, оно вправду воспринималось как национальное искусство, как, вобщем, и в неких других странах. Это свидетельствовало о переоценке и признании средневекового искусства.

С возрастающей уверенностью архитекторы в северной Франции, а скоро и по всей Европе, соревновались в специфичной гонке за покорение высоты. Свод каждого нового кафедрального собора, обычно, был должен быть выше на несколько метров, чем у предшественников.

Высота интерьера собора подчинялась главной христианской идее – надежда на счастливый уход из Земного мира в мир Небесный.

Готический стиль в принципе определяется архитектурой. Статуя в большой степени привязана к ней, во всяком случае на ранешних шагах. На фасадах больших церквей, в особенности вокруг порталов, продолжали делать огромные тимпаны, но вокруг их устраивали ряды скульптур.

Выдающийся опыт архитектуры усиливался и обеспеченными витражными окнами, время от времени охватывавшими всю высоту строения. Увенчанные сценами из Библии, жизнеописаниями святых, фигурами пророков и других культовых персонажей, окна из цветного стекла служили главным мотивом в восприятии собора как компендиума христианской веры. В течение тринадцатого столетия неотклонимой особенностью в большинстве соборов являлось монументальное окно-«роза», на котором в центре изображался Бог, Иисус Христос, Дева Мария в окружении Космоса.

В конце 14 столетия, в ожидании Ренессанса, готический стиль заполучил некие светские черты. Одним из величайших представителей этого периода является Симоне Мартини.

В протяжении 400-летнего периода развития готика просочилась во все формы искусства. Клеверы, стрельчатые арки, другие строительные декорации появлялись на металлоконструкциях, литургических сосудах, гробницах, на богатых духовных облачениях, драгоценных диптихах, так же, как на светских девайсах – мебели, посуде.