Грамотная речь — первый признак образованного и культурного человека
Финоменом денька нынешнего будет то, что при огромном скачке вперёд в области развития науки и техники, общество на постсоветском пространстве такими же семимильными шагами движется в обратную сторону в области образования и общей грамотности. Для этого есть и конкретные, и личные предпосылки. К первым можно отнести опыты с перекраиванием школьных программ, отсутствие единообразия в учебных планах и пособиях по исследованию предметов, плохие формы принятия экзаменов, общее падение престижа образования и формирование у школьников, а потом и студентов крепкого стереотипа: «Образование платное. Я заплатил. Мне должны ставить оценки уже за одно это. Тем паче, приходится давать взятки, т.е. плачу по двойному тарифу. Как следует, корпеть над предметами и учебниками нет никакого смысла!»
А ко вторым – сначала, утрата энтузиазма к книжкам, чтению художественной литературы. И, как ни удивительно, общение через смс, в разных чатах, на различных форумах. Анонимность, неформальная среда и скорость переписки принуждают людей третировать знаками препинания, продумыванием структуры собственных сообщений и постов, «фильтрацией» употребляемой лексики. И иногда складывается ситуация, очень подходящая под известное «казнить нельзя помиловать».
Главные признаки грамотной речи
Итак, сначала, следует уяснить и осознать: грамотная речь обеспечивает нам настоящее общение и успешное осознание в той либо другой ситуации, будь это разговор с начальством, обсуждение актуальных заморочек публичной жизни либо разрешение домашнего конфликта. Если осознания нет, если люди как будто молвят на различных языках, к общему знаменателю они не придут. А корявая речь со обилием стилистических ошибок способна свести на «нет» даже самые кропотливые усилия.
- Грамотная речь свободна от слов-«паразитов». У людей с маленьким словарным припасом они встречаются очень нередко и употребляются, чтоб заполнить паузы, во время которых таковой человек пробует подобрать необходимое слово либо выражение. К словам данного типа относятся всем известные «типа того», «вроде», «э», «ну» и т.д..
Грамотная речь не много совместима с бранными словами, тем паче матерными. Вроде бы ни был благопристойно одет человек, вроде бы респектабельно он не смотрелся и о каких бы больших материях не рассуждал, но если он свои речи щедро пересыпает матом, а для связки слов употребляет откровенную брань – на роль культурного, интеллигентного он никак не тянет. Естественно, бывают ситуации, когда и ненормированная лексика оказывается к месту, но они, к счастью, достаточно редки. В ежедневной же жизни грамотная речь и словесная грязь несовместимы.
- Жаргонизмы не должны засорять ваш язык. Исключение делается только для проф сферы, когда терминология нужна и упрощает общение. В других случаях стоит обращаться к синонимам.
- Всегда помните изречение Чехова о краткости и таланте. Ведь грамотность речи – это, в числе всего остального, и мастерское владение словом, умение подобрать самые четкие, ясные выражения, гласить по делу и понятно.
Обращайте внимание не только лишь на достояние собственного лексического припаса, да и культуру речевого этикета. Пытайтесь строить предложения и выражения не «абы как», а в согласовании с нормами и правилами пунктуации и стилистики российского языка, если вы гласите на нём, либо хоть какого другого, на котором общаетесь.
- Грамотная постановка речи содержит в себе соблюдение норм ударения, снижения и увеличения тона в различных частях предложений, умения выдерживать логические и интонационные паузы, соблюдать интонацию. На самом деле дела, это ораторское искусство, и обладать им должен каждый уважающий себя человек.
Послесловие
Работа над собой — это всегда трудно, идёт ли речь о стройности фигуры либо исследовании зарубежного языка. Более трудно научиться обладать речью в совершенстве. Но может быть! Что для этого необходимо? Конечно, читать, и, сначала, русскую классику. Сделать своими настольными книжками толковые и орфографические словари, фразеологические и словари синонимов, антонимов, другую справочную литературу. Повсевременно заниматься словообразованием. Держать под контролем себя в формах словесного выражения.