Ибсен Кукольный дом, или Нора
На рубеже 19 и 20 веков, когда фактически во всех странах происходили суровые, роковые действия, родился гений писателя по фамилии Ибсен. «Кукольный дом» — произведение этого создателя, также известное под заглавием «Нора», отразило дух тех пор: мятежные мысли, сомнения, моральные проблемы, пробы сохранить человечий вид даже в самых томных и спорных ситуациях.
Многие писатели начала 20 века размышляли над схожими неуввязками, ощущая дыхание перемен и надвигающихся решающих событий. Обыкновенные люди тоже переживали непростой период метаморфоз и рушащихся устоев, а ответы находили в драмах, одной из которых и является произведение «Кукольный дом». Генрик Ибсен относится к писателям-драматургам старенькой школы, и его творения очень органично и просто перетекают с бумаги на сцену и в уста актеров, потому он получил огромную популярность в качестве создателя пьес, ставившихся по всему миру. В Рф в тот период его работы ставили в главном в Столичном Художественном театре.
Итак, что все-таки за проблематику освещает Ибсен, «Кукольный дом» которого так психологичен и осязаем, что каждый читатель может отыскать в героях пьесы частичку себя? Стоит обратиться к биографии писателя. Драматург был реальным мужиком в самом традиционном осознании этого слова: жестоким, сдержанным, добросовестным, принципным, способным принести себя в жертву, если того добивались происшествия. Очень принципиальным для общества элементом он считал семью и институт брака в целом, конкретно вопрос брачного счастья занимал писателя. И первым, кто не побоялся осветить достаточно личные и глубочайшие моменты из жизни супруга и супруги, которые ранее числились приватными, стал Генрик Ибсен.
«Кукольный дом» — камерное произведение с маленьким числом героев. Антагонистом является дама по имени Нора, супруга и мама деток, привыкшая созидать смысл существования в семье и поддержании домашнего очага. Но ее такая жизнь не тяготит, ведь она от всей души любит и деток, и супруга, и все было бы отлично, если б не сумрачная потаенна. Когда Торвальд, супруг Норы, захворал, ей пришлось занять средства у не очень незапятнанного на руку человека, который в один момент объявляется и начинает шантажировать даму. Ростовщик желает занять место в банке, где работает Торвальд, и шлет письма с опасностями, одно из которых находит ни о чем же не ведавший ранее супруг. Он так шокирован открывшейся ему правдой, что винит супругу в обмане так, как будто она реальная преступница — он опасается за свою карьеру, он опасается скандала и не старается пощадить чувства супруги. Доходит до того, что Торвальд грозит отнять у собственной супруги право воспитывать деток. Когда накал страстей доходит до собственного апогея, ростовщик в один момент отрешается от собственных притязаний, решив, что просит очень многого от испуганной дамы.
Но если б пьеса завершилась так, это был бы не Ибсен. «Кукольный дом» закрывает свои ставни, за которым разворачивается реальная драма. Торвальд счастлив, что шантажист больше не мешает ему вести обычное существование, и живет как ни в чем же не бывало. Но Нора не смогла запамятовать поведение супруга и простить его. Она осознает, что выстроила воздушный замок на ереси, и сейчас он рассыпается на очах, ведь оказалось, что самопожертвование не означает ничего, в сопоставлении с долгом быть «правильной» супругой. Дама решает уйти из дома и произносит роковые и шокирующие для тех пор слова о том, что она, сначала, человек, а не мама либо жена. Так Генрик Ибсен провозглашает тезис нового времени о том, что традициям необходимо отступить в сторону, что люди должны жить по другому, а дамы – быть равноправными членами общества.