Идеи для обучения ребёнка в игровой форме.

Составление предложений

Берутся наугад три слова, мало связанные по смыслу, например: «море», «карандаш», «мальчик». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы эти три слова. Можно менять падеж и использовать другие слова. Например: «Мальчик рисовал карандашом море», «Тонкий как карандаш мальчик стоял на берегу моря».

Поиск общего

Берутся наугад два мало связанных между собой слова, например: «кастрюля» и «лодка». Следует найти как можно больше общих признаков этих предметов (изделия человеческих рук, могут плавать и так далее).

Закончить фразу: окунь, карась — это… лето, зима — это… огурец, помидор — это… шкаф, диван — это…
Определить зависимость и найти пару: огород — морковь, сад — забор, грибы, яблоки, колодец, скамейка. Перчатка — рука, сапог — чулки, подошва, кожа, нога, щетка.

Исключение лишнего слова

«Пятый лишний». Роза, лилия, горох, ромашка, василек. Машинка, кукла, юла, песок, мяч. Курица, петух, коршун, гусь, индюк и так далее.
«Третий лишний». Берутся любые три лишние слова, например: «кошка», «апельсин», «луна». Надо оставить два слова, которые обозначают чем-то сходные предметы (кошка, апельсин — живые; апельсин, луна — круглые).

Способы применения предмета

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «сковорода». Надо перечислить как можно больше способов его применения.

Формулирование определений

Называется знакомый всем предмет или явление (нос, хлеб, лодка и тому подобное). Нужно дать «научное» определение данному предмету, перечислив его наиболее существенные признаки.

Признак причины

Описывается какая-нибудь необычная ситуация, например: «вернувшись из детского сада (или из школы), вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Нужно быстро назвать причину этого.

Синонимы и антонимы

Называется слово. Нужно быстро подобрать к нему синоним (близкое по значению слово) и антоним (противоположное по значению слово). Например: большой — огромный, маленький.

Определение постоянного признака

Найти нужное слово из данных в скобках. У сапога всегда есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы). В теплых краях живет… (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин). Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, март, ноябрь).