Икебана — исскуство аранжировки цветов
Японское искусство аранжировки цветов, называемое икебаной, имеет огромное количество поклонников не только лишь в самой Стране восходящего солнца, да и по всему миру. «Цветы, которые живут», а конкретно так переводится дословно «икебана», служат красивым украшением для интерьера, а икебаной как хобби увлекается широкий круг людей.
Искусство икебаны, считающееся обычно японским, по сути зародилось в Индии, откуда вкупе с буддизмом и попало в Китай, а потом в Японию. Сначало икебана использовалась для ритуальных обрядов в качестве подношения Будде и духам протцов. Каждый элемент композиции в икебане имел тогда свое определенное значение и до сего времени реальная икебана проникнута глубочайшим символизмом и загадочным смыслом.
На сегодня существует более 300 разных школ и направлений икебаны. Так, более известными в Стране восходящего солнца числятся школы Икэнобо, Охара, Согэцу. Любая из школ икебаны имеет свои особенности. Икэнобо считается первой школой развития икебаны. Она была основаня в XV веке, в Киото. В этой школе изучаются классические стили икебаны, такие как рикка и ссека.
Школа Охара была базирована в 1897 году и основной ее отличительной особенностью является изобретение стиля морибана. Стиль морибана характеризуется внедрением низких плоских сосудов для цветов, также внедрением кэндзванов – железных наколок-держателей для цветов.
Согэцу – самая современная из нареченных школ икебаны. Базирована была в 1927 году и считается авангардной школой. Тут, в отличие от других школ, для икебаны практикуют применение не только лишь живых цветов, да и других материалов: камень, ткань, металл, сухие растения и т.д.
В составлении икебаны участвуют фактически растения и цветочки, сосуд и подставка. При этом пропорции главных частей икебаны рассчитываются исходя из размеров сосуда, а сам сосуд должен непременно соответствовать избранному растительному материалу. Желательно, чтоб сосуд был однотонным.
В композиции икебаны обычно участвуют 3 главных конструктивных элемента-«ветви». Время от времени число веток добивается от 2-ух до 9. Для икебаны свойственна асимметрия и ее элементы образуют вроде бы треугольник. Этот «треугольник» не должен быть вертикальным либо горизонтальным, его элементы не должны находиться в одной плоскости.
Три главных «ветви» в икебане имеют свое философское значение. «Син» – знак неба, руководящее начало. «Соэ» – знак человека, а «хикаэ» – знак земли. Ветвь «син» является самой длинноватой, она задает направление всей композиции, ее динамику. «Соэ» короче по сопоставлению с «син» и соотвествует ему по направленности и форме. Уравновешивает композицию «хикае» — самая маленькая ветвь и по направленности она обратна двум другим веткам.
Для полосы «син» выбирается наибольшая, самая прекрасная ветка либо цветок. Длина элемента «син» рассчитывается как сумма поперечника и высоты вазы для будущей икебаны, если композиция малая. Если икебана большая, то размер «син» должен быть равен двойной сумме поперечника и высоты вазы. Длина соэ равна равна 3/4 «син», а длина «хикае» — 3/4 «соэ». При всем этом длина ветвей должна отсчитываться от верхнего края вазы, а поперечник вазы – определяться по самому широкому ее участку.
В икебане элементы размещены под углом друг к другу. Различают две главных формы икебаны, зависимо от угла наклона композиции: прямостоячую и наклонную. В прямостоячей композиции главную ветку («син») нужно ставить прямо, а потом наклонить на 15° влево от себя, вторую ветку нужно поставить под углом в 45° и наклонить влево вперед. И, в конце концов третью ветку нужно сходу установить под углом 75° по направлению вправо вперед.
Наклонная форма икебаны отличается от прямостоячей расположением ветки «син» — ее следует наклонять под углом 45° на лево вперед. Тогда «соэ» размещается под углом 15° на лево, а «хикае» — 75° на право.
Составляя икебану, не надо страшиться серьезных правил. В современной икебане смело можно использовать различные необыкновенные материалы, сосуды необыкновенной формы, использовать необыкновенные сочетания цветов, ведь главное в икебане – это проявление фантазии.