Невзирая на экономические и законодательные меры, которые принимают власти различных государств для борьбы с монополизмом, это явление остается довольно всераспространенным. Монопольная власть отдельных компаний несет внутри себя суровую опасность для развития экономики.

Монополизм и его источники

Под монополизмом понимают преобладание на рынке 1-го производителя (реализатора) или объединенной группы таких субъектов (картели).

Главные источники монополизма:

  1. Эластичный спрос. Этот фактор в свою очередь определяется наличием на рынке подобных продуктов, скоростью реакции покупателей на перемену цен, значимостью продукта для покупателей, насыщенностью рынка, многообразием многофункциональных способностей продукта и его соответствием уровню доходов покупателей.
  2. Концентрация рынка. Там, где 2-3 компании обхватывают 80-90% потребителей, монополизм проявляется резвее, чем на конкурентных рынках.
  3. Сотрудничество меж компаниями. Действуя слаженно, торговцы либо производители владеют большей властью.

Последствия монополизма

Компания, владеющая монопольной властью, сознательно ограничивает объем выпуска продуктов и устанавливает завышенные цены. У нее нет никакого стимула к снижению издержек производства. Не считая того, компания несет дополнительные расходы с целью поддержания и укрепления собственной позиции.

Монополизм на рынке приводит к таким последствиям:

  • ресурсы расходуются нерационально;
  • общество недополучает нужные продукты;
  • отсутствуют стимулы для разработки и внедрения новых технологий;
  • вырастают издержки производства.

В итоге создание не добивается очень вероятной эффективности.

Монопольная стоимость

Одним из результатов проявления монополизма является единоличное регулирование цен монополистом.

Под монопольной понимают стоимость, существенно расходящуюся со своим обычным уровнем, который мог бы иметь место в конкурентноспособной среде. В обычных критериях стоимость формируется в итоге того либо другого соотношения потребительского спроса и рыночного предложения. В критериях монополизма стоимость устанавливается доминирующим субъектом на том уровне, который обеспечит ему сверхприбыль и покроет лишниие расходы.

Монопольная стоимость может быть завышенной либо заниженной. Завышенная стоимость является следствием преобладания большого торговца. Если же на рынке доминирует большой клиент при наличии огромного количества продавцов, то он будет стремиться занизить цены так, как может быть.

Индекс Лернера как индикатор монополизации

Уровень монопольной власти и концентрации рынка измеряется с помощью правила огромного пальца, индекса Лернера и индекса Гарфинделя-Хиршмана.

Коэффициент Лернера был предложен в 1934 г. Он является одним из самых первых способов определения уровня монополизации и расчета утрат, которые несет общество из-за монополистов. Будучи обычным и понятным, этот показатель верно охарактеризовывает последствия монополизации. Сейчас он применяется экономистами всего мира при оценке благосостояния общества.

Если продукт делается и реализуется в критериях монополизации, то его стоимость всегда будет выше предельных издержек. Индекс Лернера является результатом деления цены за вычетом предельных издержек на стоимость. Чем больше стоимость отклоняется от издержек, тем большее значение воспринимает индекс.

Расчет и истолкование индекса Лернера

Индекс Лернера рассчитывается по формуле:

  • IL = (P — MC)/P = — 1/ed.

P – это монопольная стоимость, а MC – размер предельных издержек.

Безупречная конкурентность предполагает, что одна компания не может оказывать влияние на уровень цен. Стоимость находится на том же уровне, что и предельные издержки (Р = МС) соответственно:

  • P – MC = 0;
  • IL = (P — MC)/P = 0/P = 0.

Хоть какое увеличение цен относительно предельных издержек гласит о том, что компания обладает определенной властью. Очень вероятное значение индекса составляет 1 и является признаком абсолютной монополии.

Индекс Лернера можно выразить другим методом – с помощью коэффициента эластичности:

  • (P — MC) / P = -1/ed;
  • IL = -1/ed.

Показатель ed охарактеризовывает упругость спроса на продукты конторы по уровню цен. К примеру, если Е = -5, то IL = 0,2.

Высочайший уровень монополизации не всегда значит, что компания получает сверхприбыли. Она может растрачивать на поддержание собственного авторитета столько средств, что вся прибыль, приобретенная в итоге увеличения цены, нивелируется.

Проявления монополизма в РФ

Во время переходного периода 90-х гг. для русской экономики была свойственна высочайшая концентрация в сфере производства. На рынке доминировали сверхкрупные организации, выбор деловых партнеров был очень ограничен. Фуррор бизнеса очень зависел от поставок энергоэлементов. Характеристики эффективности компаний падали, объемы производства снижались, технологический процесс находился в состоянии стагнации.

В 1992 г., после либерализации, главными игроками рынка стали региональные и отраслевые монополисты. Вопросы, связанные с финансированием, большие конторы решали за счет маленьких партнеров, из-за чего на макроуровне появилась неувязка диспропорции.

Монополисты без оглядки на потребителей завышали цены и получали сверхдоход. Правительство не имело довольно массивных рычагов воздействия на уровень цен. Законодательство было нечетким, а муниципальные университеты — очень слабенькими. Пользуясь ситуацией, монополисты из разных отраслей негласно объединялись в картели. Существовали картели посреди продавцов и покупателей, также смешанные.

С пришествием нового века ситуация не достаточно поменялась. Практически все монополии, образованные в 90-х, продолжают действовать. Формально была проведена децентрализация в неких отраслях, но рост цен на газ и электроэнергию свидетельствует о том, что монополии все так же сильны. Диспропорция, порожденная сильным воздействием больших игроков рынка, стала одной из обстоятельств кризиса 2008-2009 гг.