Когда по телеку мы слышим о результатах социологических опросов, нередко появляется вопрос: «Интервьюер – кто это?» Давайте разберемся в терминологии.

Интервьюер - кто это? Давайте разберемсяИнтервьюерами в социологии именуют людей, которые опрашивают респондентов либо берут интервью у других людей, попадающих под определенную подборку. При всем этом опрашивается не все население полностью, а только те категории людей, которые соответствуют определенным аспектам. Отбор делается по полу, возрасту, соц статусу, уровню доходов, образованию и т. д., зависимо от целей и задач исследования. Соответственно, тех людей, которые попали под такую подборку, и именуют респондентами. Другими словами, интервьюеры – это те, кто опрашивает, а респонденты – это те, кого опрашивают.

В то же время данное определение не совершенно разъясняет: интервьюер – кто это? Дело в том, что в социологии существует несколько методик проведения исследовательских работ. При массовых опросах, когда требуется опросить огромное количество респондентов (порядка 1200-2400 человек), обычно прибегают к интервью, персональному опросу. Тогда интервьюер находит респондента и ведет с ним индивидуальную беседу, задавая вопросы, записанные в анкете (либо бланке интервью, говоря социологическим языком). Эта беседа и именуется «интервью».

Другая методика – групповое фокусированное интервью, либо фокус-группа, – подразумевает работу с ограниченным числом респондентов, приблизительно 8-12 человек. В данном случае беседа записывается на диктофон либо видео, запись с которых позже расшифровывается. Задачка интервьюера (модера) в таком случае – попробовать «разговорить» участников фокус-группы, вынудить их очень точно и откровенно отвечать на поставленные вопросы.

Интервьюер - кто это? Давайте разберемся

Таким макаром, отвечая на вопрос «Интервьюер – кто это?», можно сказать, что это человек, собирающий и систематизирующий информацию. Он не анализирует приобретенные данные, но отвечает за их объективность, также — соответствие эталонам, зафиксированным в программке исследования.

Работа интервьюером в этом плане сродни работе психолога-любителя. Если опрашивающий не сумеет «разговорить» респондента, не принудит его гласить откровенно (а это очень тяжело, беря во внимание объемы работ по проведению массовых опросов), то таковой интервьюер может считаться несведущим. В данном случае он штрафуется либо даже стопроцентно отстраняется от «поля».

В принципе, ответ на вопрос «Интервьюер – кто это?» лежит в плоскости многофункциональной «связки» с другими участниками социологического исследования. Так, если социолог и аналитик работают персонально (разрабатывает фронт работ, расчеты, делает анкету и составляет подборку, пишет отчет), то интервьюер работает в коллективе.Интервьюер - кто это? Давайте разберемся

Допустим, поквартирный опрос. Естественно, можно опрашивать без помощи других, но обычно по каждому адресу работают попарно. Что, в принципе, объяснимо: мужчине могут и не открыть, а девице – практически всегда. На руки выдается 30-50 анкет. При среднем темпе и легкой анкете удается опросить 10-15 человек.

Выходит, что респондент и интервьюер — это sui generis диалектические противоположности друг дружке: задачка 1-го — сохранить максимум инфы, тогда как задачка другого – получить нужный объем сведений. Потому действенная работа выходит только тогда, когда они стремительно находят обоюдный психический контакт. А это уже – профессионализм интервьюера.