На рубеже XIX и XX веков мир немного «потряхивало». Бурный рост промышленного производства, упрочнение капитализма с его жестким и прагматичным отношением к жизни, к человеку, переворачивали сознание людей, усиливали противоречия меж обычными медленными эталонами века уходящего и стихийным бурлением века будущего. И как ни тяжело было принять эти новые законы жизни, как ни трудно было расставаться с обычным и милым, перемены были неминуемы, и 1-ый отклик на их появлялся в мозгах творческих людей, как более остро чувствовавших пришествие нового времени.

В 1909 году в Италии Томмазо Маринетти выпустил манифест футуристов – нового направления в искусстве, главной мыслью которого стало полное отрицание всех закоренелых принципов сотворения художественных произведений. И если хоть какое авангардное течение в искусстве и литературе начиналось с отрицания канонов и традиций, то футуризм в особенности преуспел в этом, потому что отличался последним экстремизмом. Маринетти главной задачей нового направления назначил каждодневное осквернение алтаря искусств и утверждал в качестве ценностей силу, злость, движение и разрушение.

В Рф начала XX века разброд в разумах был велик, живописцы находили новые формы выражения сложного времени, потому хоть какое возникающие направление в искусстве здесь же находило благодатный отклик, и футуризм не стал исключением. Даже напротив, футуризм в литературе и живописи получил в Рф обширное распространение. Многие известные писатели и поэты, позже вошедшие в историю культуры (В. Маяковский, И. Северянин, В. Хлебников, Д. Бурлюк, Б. Пастернак), начинали как члены бессчетных футуристических кружков, при этом программные тезисы и бессчетные манифесты, провозглашавшие принципы нового направления в искусстве были для их намного важнее самого художественного творчества. Кубофутуристы, эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, также всеки и ничевоки поражали воображение публики не только лишь своими резкими высказываниями по поводу обычного искусства, да и своим необыкновенным творчеством, также очень эксцентричными проделками. Многие из их были очень хорошими «продюсерами» самих себя. Они не только лишь творили новое искусство, да и очень удачно преподносили его публике, зарабатывая на этом хорошие средства. Основными приемами для самопрезентации были общественные скандалы, вызывающий внешний облик и поведение. Эпатажем они завлекали к для себя публичный энтузиазм, публика очень охотно приходила на выставки и литературные вечера, отдавая за входной билет немалые средства.

В Рф новое авангардное течение отыскало отражение приемущественно в поэзии. Футуризм в литературе ярко проявился в новеньком словотворчестве, фонетике звука, необыкновенных синтаксических конструкциях. Слово для новых поэтов утрачивало свое обычное семантическое и лексическое значение, оно преобразовывалось в пластичный материал из звуков, при помощи которых можно было «вылепить» всякую конструкцию, сделать новые, совсем необыкновенные композиции, где смысл был далековато не главное, а поточнее, творились другие смыслы. Таким макаром, футуризм в литературе пробовал сделать новый язык, демократичный и массовый, однозвучный современным преобразованиям в обществе, понятный всем и принимаемый всеми.

Новое направление в искусстве не только лишь стремилось осмыслить и передать сложные явления, происходящие вокруг, да и само преобразовывать мир, творить время. Футуризм в литературе отличался совсем необыкновенными тестами, связанными с цветовыми видами звуков и слов. Так, каждому гласному и согласному звуку приписывалось определенное цветовое соответствие. Сочетая их в собственных стихах, футуристы делали при помощи слов образные цветовые полотна, стараясь тем передать определенное настроение.

Футуризм в литературе тесновато сплетался с другими видами искусства. Это течение получило достаточно обширное распространение и в живописи, при этом, некие поэты-футуристы были очень уникальными живописцами, к примеру В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский и др. Футуризм в живописи, как и в литературе, проявился в ярчайших опытах. При этом живописцам К. Малевичу, П. Филонову и др. при помощи кистей и красок удалось более результативно и наглядно выразить на холсте то, к чему стремились поэты в собственном литературном творчестве.

Футуризм – это бунтарство, отрицание обычного искусства и попытка сотворения нового, нацеленного на будущее. Это опыты со словом и звуком, поиск новых синтаксических и семантических конструкций, демократичных, понятных широким массам и способных выразить сложные преобразования в обществе начала двадцатого века.