Испанская гитара – струны нашей души
Привораживающие звуки, издаваемые гитарой, навряд ли оставляют флегмантичными кого-то. Испанская гитара имеет богатую и очень древнейшую историю. Существует версия, что первобытный человек использовал собственный лук и в качестве музыкального инструмента. Для этого на него натягивалась не одна тетива, а несколько. Зависимо от толщины и силы натяжения, струны из тетивы звучали по-разному.
Родословная
Испанская гитара (от испанского quitarra), имеет богатую родословную, как и саз, ситар, тамбурица, дутар – музыкальные устройства, которые до настоящего времени встречаются у отдельных народностей. Инструменты с натянутыми струнами и шеей мастерили из тыкв и панцирей черепах. Схожий струнно-шипковый инструмент, показавшийся еще за три тыщи лет до нашей эпохи, стал прототипом современной гитары. Считается, что ее родословная берет начало из государств Среднего Востока, а свое заглавие она заполучила от греческого слова «кифара» (kithara). Но родиной гитары в том традиционном виде, в каком мы ее знаем сейчас, непременно, является Испания. Испанская гитара появилась тут в XIII в. н.э. благодаря арабам, прибывшим совместно с новым инвентарем. Потом она заполучила две разновидности: латинскую и мавританскую. Конкретно латинский вариант по собственному звучанию и конструкции начинает припоминать современную традиционную гитару. Игра на латинской (либо римской) кифаре осуществлялась с внедрением щипка, другими словами приемом punteado. Игра на мавританской (либо арабской) кифаре – это прием rasgeado (всеми пальцами руки), который и лег в базу известного стиля выполнения испанского flamenco.
Эволюция
В XVI века, в эру Ренесанса, лютни и виуэлы – древних струнных щипковых инструментов – испанская гитара заслуженно занимает достойное место полюбившегося музыкального инструмента.
Она тогда уже числилась аккомпанирующим инвентарем с 4-мя сдвоенными струнами, к которым потом Висенте Эспинель добавляет пятую. В таком виде гитара признается Европой как испанская. В отличие от сольной виуэлы – аристократического придворного инструмента – гитара с ее аккордной техникой распространяется в народной среде. Испанский бой на гитаре завораживает сердечко, а звуки извлекаются из струн души слушателя.
Ее преображение, эволюция, оттачивание мастерства исполнителями приносит гитаре популярность, обогащает историю. Ее известность приобретает точные очертания, а иконография становится более четкой. В конце XVII века виуэла избавляется от седьмой струны, а гитара, напротив, приобретает свою шестую сдвоенную. И эти два инструмента становятся схожими.
Период Ренесанса становится золотым временем расцвета, подъема как для всего искусства, так и для гитары. Пути виуэлы и гитары расползаются: гитара начинает собственный путь развития динамики – без смычков и удлиненных плектров, без массивных форм. Любимице публики уделяется внимание в части ее декорации. Но сначала Испанию гитара не смогла захватить, даже будучи очень пользующейся популярностью на местности всей западной Европы. До наших дней сохранился тот вид мелодичной гитары, который она приобретает в XVIII веке – с двойными струнами, замененными позднее на одинарные. Испанские мелодии на гитаре таят нескончаемый свет и душу истории страны. Мелодия намного поглубже текста сохраняет полустертые детали времени и места.