В бурятской степи, около хребта под заглавием Хамар-Дабан, что находится близ населенного пт Иволгинск, размещена буддистская религиозная столица страны – прекрасный дацан. Когда на улице стоит ясная погода, красивые позолоченные храмы поблескивают и переливаются, издалече приветствуя туристов и паломников. Создается воспоминание, что время тут приостановило собственный ход…

Иволгинский дацан. Бурятия, Иволгинский дацан

Расписание хуралов

Многих туристов интересует Иволгинский дацан. Расписание хуралов можно выяснить в информационно-визитном центре, находящемся при монастыре. Звонить туда нужно по последующему бесплатному телефону: 8-800-1003-108. Обращаться лучше с 8:30 до 21:00.

Иволгинский дацан. Бурятия, Иволгинский дацан

Основание Иволгинского дацана и других духовных центров

С 1937 года в нашей стране отсутствовали официально функционирующие буддийские храмы. Но после ВОВ власти позволили верующим основать два монастыря – в Агинском окружении, также в Бурятии. Почему было принято такое решение, до сего времени непонятно. Возвратившиеся с каторги старенькые ламы, ну и обыденные люди основали близ поселка Верхняя Иволга «Тугэс Баясхалантай Улзы Номой Хурдын Хийд». Это переводится как «Монастырь, стоящий на местности, где вертится Колесо Учения, дарующее Удовлетворенность и заполненное Счастьем». Открыт он был сначала зимы 1945 года. В протяжении не 1-го 10-ка лет данный дацан был единственным священным местом буддистов, размещенным в Бурятии, но уже в 1990-е годы начали опять возводиться прекрасные духовные центры. Верующие люди были очень воодушевлены этими событиями. А ведь их довольно много в Улан-Удэ. Иволгинский дацан стал для их истинной отдушиной. Многие стали посещать его довольно нередко.

Буддийский институт

Скоро в Иволгинском дацане начал работать личный буддийский институт под заглавием «Даши Чойнхорлин». Вышло это в 1991 году. Он и в текущее время является уникальным учебным заведением, таких в нашей стране больше нет. Его деятельность заключается в преподавании буддийской философии и подробном ознакомлении с ней. Материал подается так, как это было много годов назад в монастырских школах Бурятии, еще до революции.

Иволгинский дацан. Бурятия, Иволгинский дацан

Малость о буддизме

Буддизм – наистарейшая из 3-х главных религий мира. Христианство младше него на 5 веков, а ислам – на двенадцать. Буддизм базируется на теории о 4 Великодушных Правдах. Они содержат в себе страдание, его предпосылки и появление, устранение мучений и источников, порождающих их, и дороги, ведущие к их прекращению. Более желаемым считается Восьмеричный (срединный) Путь, позволяющий погрузиться в Нирвану. Он предполагает несколько типов развития добродетелей: мораль, сосредоточение, также познание – праджню. Если человек пройдет по всем этим дорогам, он на сто процентов избавится от мучений и обретет умиротворение в Нирване. Все это можно выяснить, посетив Иволгинский дацан. Итигэлов, естественно, был в курсе этого.

Тхеравада и Махаяна

Иволгинский дацан. Бурятия, Иволгинский дацан

Принято делить буддизм на Тхераваду, также Махаяну. Это переводится как «Учение древних» и «Величавая колесница». 1-ая является единственной доныне имеющейся школой ранешнего буддизма (по другому говоря, Никая). Данное направление нередко встречается в Тибете и Непале. Маленькое распространение оно также получило в нашей стране и Стране восходящего солнца. Из Тибета оно перешло в Монголию, дальше – в Бурятию, на последующем шаге – в Туву, и, в конце концов, в степи Калмыкии. Махаяна появилась относительно не так давно. Ее соответствующая особенность – теория о Бодхичитте, другими словами, о желании спасти полностью всех созданий, живущих на земле. Оно предполагает нескончаемое милосердие и сочувствие к ним. Также эта теория содержит в себе понятие Бодхисаттвы – личности, способной пренебречь личным погружением в Нирвану, чтоб спасти всех живущих на земле. Махаяна характерна для тибетского и китайского буддизма, также неких автономных школ. Особенности и принципиальные моменты данных теорий так завернуты и недосягаемы постороннему наблюдающему, что на их разъяснение уходит неограниченное количество времени, ну и то не факт, что человек вправду все усвоит. Но всех желающих получить новейшую информацию, готова принять Бурятия. Иволгинский дацан всегда с радостью открывает свои двери для гостей. Потому можно туда ехать, ни минутки не сомневаясь в корректности собственного решения.

Хамбо Лама Итигэлов

В Иволгинском дацане хранится тело Ламы Итигэлова, которое прекрасно сохранилось. О нем можно прочесть в научной литературе. Исследователи уже пару лет спорят об этом парадоксе.

15 июня 1927 года, когда Хамбо Ламе (должность, сопоставимая с православным митрополитом) Итигэлову было 75 лет, он попросил монахов, живущих в Янгажинском дацане, прочесть для него молитву, предназначенную на случай погибели. Она называлась «Нуга Намши» («Благопожелание умирающему»). Монахи были полностью растеряны и не знали, что делать, тогда и Итигэлов первым начал произносить слова молитвы. Ламам пришлось поддержать его. Когда молитва была закончена, а Итигэлов уже не подавал признаков жизни и казался погибшим, они, как и было обозначено в завещании, посадили его в саркофаг (он именуется бумханом) в позе лотоса и похоронили в селении Хухэ Зурхэн. Там на данный момент находится Иволгинск. Естественно, это заглавие многим совершенно ни о чем же не гласит. У туристов, отправляющихся в Иволгинский дацан, карта всегда должна быть под рукою.

Извлечение тела из саркофага

Иволгинский дацан. Бурятия, Иволгинский дацан

Монахи выполнили просьбу, изложенную в завещании Итигэлова: в 1955 году Лама Лубсан Нима Дармаев совместно с жителями монастыря поднял бумхан с телом, а потом, удостоверившись в его сохранности, выполнил нужные ритуалы, переодел его и опять посадил в саркофаг. В 1973 году был проведен очередной осмотр погибшего.

10 сентября 2002 года Лама Дамба Аюшеев совместно с несколькими монахами Иволгинского дацана, сопровождаемый светскими людьми (криминалистами и т. п.), открыл саркофаг Итигэлова. Он был в той же форме, что и до этого, признаков высыхания или тления найдено не было. После воплощения подходящих обрядов тело Итигэлова доставили в Иволгинский дацан. Там для него был построен отдельный дворец. Ламы Иволгинского дацана выполнили собственный долг.

Не поддающийся объяснению парадокс

В том же году специалисты взяли некие эталоны – куски эпидермиса, ногти, также волосы. На основании осуществленных судебными докторами опытов был изготовлен вывод, что белковые фракции Итигэлова такие, будто бы он еще живой. Ученые не знают, как комментировать данный парадокс. Врачи тоже в замешательстве. Огромное количество людей приезжает в дацан, чтоб поклониться отлично сохранившемуся телу. Они считают, что это истинное волшебство.

Обыкновенные правила

Иволгинский дацан является не музеем, а функционирующим монастырем. Отправляясь туда на экскурсионную поездку, нужно соблюдать некие требования. Какие-то русским людям покажутся полностью обыденными, другие – очень экзотичными. Находясь в квадрате стенок, нельзя курить, кидать мусор и материться. Девицам лучше приходить в Иволгинский дацан в довольно длинноватых платьицах. Иволгинский дацан. Бурятия, Иволгинский дацанСъемка в храмах запрещена, но на улице фотографировать можно. На этом обыденные требования заканчиваются.

Необыкновенные требования

Находясь в храме, нужно снимать кепки, шапки и шапки. Нельзя вешать на плечо ранец или сумку, рекомендуется носить их в руке либо поставить около двери. Запрещено поворачиваться спиной к картинам, на которых нарисован Будда и святые, также к телу Итигэлова. Также нельзя демонстрировать пальцем на их. Если в храме идет молитва, запрещено скрещивать руки и посиживать, положив одну ногу на другую. Необходимо держать в голове, что Иволгинский дацан – это священное место.

Горос

Чуть зайдя в монастырь, нужно совершить символический обход границы дацана по дорожке, с внутренней стороны. Таковой ритуал именуется Горосом. Обходить дацан, ну и просто огибать разные предметы необходимо только по часовой стрелке, как будто по солнечному кругу. Иволгинский дацан. Бурятия, Иволгинский дацанЗайдя в дверь, нужно свернуть в левую сторону и шагать повдоль стенки прямо до возвращения к воротам. На данной дороге размещено огромное количество молитвенных мельниц – хурдэ (барабанов). Они украшены иероглифами. В их лежат листочки с молитвами. Крутя хурдэ (обязательно по часовой стрелке), человек вроде бы произносит священный текст.

Необычное место

Иволгинский дацан – уникальное место. Когда гуляешь вокруг субурганов, хурдэ и пагод-храмов, то и дело посматривая на бескрайнюю степь и Хамар-Дабан, виднеющийся вдали, кажется, что находишься за пределами Рф. Создается воспоминание, что это экзотичная китайская степь, Монголия либо Тибет. Воспоминания от пребывания в дацане остаются с туристами на всю жизнь.