Изречения Конфуция и житейская мудрость
Мода на все китайское появляется в Европе временами, начиная с XVII века. В особенности это типично для философских мнений. Кому-то кажется, что конкретно в Поднебесной родилось все наилучшее, чем богата людская культура, другие ниспровергают эти взоры, утверждая, что изолированная от мира вокруг нас страна не была способна сделать ничего ценного.

Изречения Конфуция нередко цитируются в качестве аргумента во время диспутов, не всегда философских. Они емки, коротки, просто запоминаются, вправду подходят для многих случаев в качестве иллюстрации самых различных ситуаций: и прозаических, и политических, и даже экономических.
Кем же был Конфуций? Изречения его собраны в единственной книжке «Беседы и суждения» (либо «Лунь Юй»), написанной его учениками. Как следует, мудрец был учителем.
Кун Фу-Цзы (приблизительно так звучит имя Конфуция в оригинале, есть и другие варианты транскрипции Кун Цю, Кун-цзы, Кун Фу-Цзы) родился очень издавна (приблизительно в 551 году до н. э.) и очень далековато, в древнекитайском королевстве Лу (провинция Шаньдун на востоке современной КНР).

Слово «Цзы» значит «учитель». Такую приставку в двадцатилетнем возрасте было тяжело заслужить, но Конфуцию это удалось. Нелегальный потомок авторитетного бюрократа и его наложницы, детство он прожил беспечно, зато после погибели отца ему пришлось пошевелить мозгами о хлебе насущном. Поначалу Кун Цю попробовал стезю бюрократа, но она оказалась ему не по нраву. Изречения Конфуция, касающиеся вопросов муниципального устройства, по всей видимости, основаны на его личном опыте. Так, он разъяснял успешное выполнение распоряжений правительства их разумностью, а непокорность подданных – отсутствием такой.
Рвение к самосовершенствованию и образованию выявились у Кун Цю в молодом возрасте. Некие изречения Конфуция носят автобиографический нрав. Так, философ вспоминает, что, когда ему было 15 лет, он желал обучаться, в 30 он утвердился в собственном стремлении, в 40 избавился от колебаний, в 50 сообразил, что такая воля небес, в 60 научился слушать, и только в 70 узнал меру при следовании велениям сердца.

Проводить параллели меж учением древнекитайского мудреца и религиозными догматами не один раз пробовали католические исследователи. Изречения Конфуция и взаправду перекликаются с ветхозаветными правилами. Так, на вопрос ученика о необходимости отвечать хорошем на злые поступки он ответил: «А чем все-таки тогда отвечать на добро?» Но собственной религии Кун Фу-Цзы не создавал, хотя его учению причисляли теософские признаки, и даже заглавие выдумали — «конфуцианство».
Познавая себя и мир вокруг нас, человек осознает свое место. Не следует находить славы, стремиться необходимо к постижению людей. Только неисправленная ошибка остается ошибкой. Для того чтоб по праву называться учителем, необходимо лелеять старенькое, да и находить новое. «Три года следуй отцовской дорогой после его погибели, в этом заключается почитание родителей». Эти и другие изречения Конфуция о жизни казались жителям его деревни очень простодушными, они, разумеется, желали услышать нечто более витиеватое, достойное учителя и философа, а он приберегал более сложные в восприятии фразы для императорских ушей.
Кун Фу-Цзы ввел в философский словарь особенные понятия, каждое из которых обозначало целый диапазон, выражающий сущность отношений с миром вокруг нас. Поиск незыблемой середины он считал важной задачей, стоящей перед человеком в протяжении всей жизни.