Кади — духовные судьи у мусульман
Арбитр у мусульман, который производит судопроизводство согласно шариату, именуется кади. В средние века человек, занимающий эту должность, опекал сирот, назначал им опекунов, подменял нотариуса, также смотрел за исполнением приговоров, которые были вынесены как по штатским, так и по уголовным делам.
Духовные судьи у мусульман несколько утратили свои функции в девятнадцатом–начале двадцатого века. Это вышло в связи с развитием нового светского суда. Функции кади стали ограничиваться решением споров по религиозному, семейному и время от времени наследному праву.
Духовные судьи у мусульман Египта, Турции и Туниса были упразднены в связи с ликвидацией шариатского суда.
Ранешний ислам
В этот период стройной системы судопроизводства еще пока не было выработано. На теоретическом уровне все вершилось именованием Аллаха. На практике все споры рассматривались Мухаммедом. Он был единственным духовным арбитром у мусульман. Пророк не практиковал предназначение на должности, которые должны могли быть делать судебные функции. Мухаммедом лично рассматривались все споры, которые появлялись как меж мусульманами, так меж ними и людьми другой веры.
Праведные халифы (632-661 гг.) опирались в решении споров на Коран. Таким макаром, система правосудия оставалась без каких-то существенных конфигураций. В этом случае, если представления Пророка и предшественников по какому-либо вопросу не было, халифы совещались со своими сподвижниками. При всем этом происходило формулирование новых правил.
Халифы занимали пост верховного судьи. При всем этом большая часть дел по их поручению рассматривали наместники. А они, в свою очередь, отчасти перепоручали судебные функции отдельным представителям духовенства, которые потрясающе обладали мусульманским правом. С течением времени эти люди стали вести дела мастерски. Так и появились духовные судьи у мусульман – кади.
Система правосудия при Аббасидах
В период 750-1258 гг. в Халифате огромную значимость стал иметь пост кади-ал-кудата. Этот верховный арбитр имел особенные обязанности. Духовные судьи у мусульман подбирались им. Верховный Кади также контролировал их деятельность. Он экзаменовал претендентов на познание мусульманского права до их вступления на должность.
В те времена у арбитров отсутствовал действенный аппарат принудительного выполнения наказания. Оно зависело от согласия наместника и шурты (милиции). Если халифом решения кади не признавалось, то арбитр был должен уйти в отставку. Часто складывались ситуации, когда кади не мог противостоять произволу чиновников. Тогда и многие обращались с жалобами к халифу. Правитель равномерно стал ложить данную функцию на специально избранных арбитров. Так появилось самостоятельное «Ведомство жалоб».
Кто имел право быть кади
Духовные судьи избирались из числа совершеннолетних мусульман, которые были свободны от рабства, справедливы, здравомыслящи и не обладали какими-либо физическими недочетами. Кади строго придерживались моральных и религиозных предписаний ислама. При всем этом они имели высшую степень познания арабского языка. Кади получал от халифа диплом, который озвучивали в мечетях его окрестность.
Обязанности
У духовных арбитров были подвижные пределы юриспруденции. Вначале им разрешалось рассматривать только семейные и штатские споры. Со временем возложенные обязанности существенно выросли. Кади стали рассматривать споры всех видов. Это могла быть защита репутации и требования к нерадивым должникам, определение злодеяния, связанного с грабежом и воровством, прелюбодеянием и т. д. В компетенцию кади входило и решение вопросов веры. Они охраняли ее устои, объявляли о начале рамадана, назначали имамов и муфтиев мечети. Сразу духовный арбитр производил надзор за исполнением вынесенных им решений, оформлял как браки, так и разводы, также надзирал за кутузками.
Что было запрещено кади
Духовный арбитр у мусульман не имел права принимать от людей подарки. Если это происходило, то он должен был сдать их в общую казну. Запрещено было кади рассматривать дело, которое касалось конкретно его либо его родственников. Не разрешено было ему проводить суд, если его отвлекал голод либо болезнь, дремота либо печали, жара либо холод.
Источники права
При рассмотрении дела кади должен был управляться священной у мусульман книжкой — Кораном, в какой содержатся проповеди и речи Мухаммеда. Если о решении кого-то определенного варианта в ней ничего не было сказано, то кади брал Сунну. Эта книжка — сборник священных преданий, которые повествуют о бытии и поведении Пророка. В случае отсутствия ответа и в ней арбитр был должен обратиться к источникам, которые были разработаны в правовых школах.
Дело всегда слушалось в присутствии 2-ух сторон. При всем этом кади должен был идиентично повстречать, также рассадить тех, кто вел тяжбу. Только после чего истец излагал претензию. Выслушав его, кади предлагал ответчику признать обоснованность претензий. Его это происходило, то дело прекращалось. Дело выигрывал истец и в этом случае, когда он мог предъявить подтверждения. В неприятном случае ответчик был должен поклясться в собственной правоте.