Многие предки, в ожидании малыша, бегут в магазин и приобретают дорогие проф зеркальные фотоаппараты, чтоб уже не пропустить ни одной минутки жизни собственного возлюбленного чада и запечатлеть все его заслуги и подвиги.

 Не вникая в специфику художественных режимов съемки, не зная принципов и законов работы фототехники, счастливые предки сходу ставят режим «авто» и начинают снимать, надеясь получить калоритные, сочные снимки, «как в том журнальчике …», наивно полагая, что умная техника все сделает за их.

 Но уже после первой пробной фотосессии беременной дома матери, не получив хотимого результата (мерклые цвета, смазанный снимок, без помощи других сработавшая вспышка засветившее лицо и затемнившая задний план), фотолюбители разочаровываются. И в конечном итоге, испорченное настроение, дорогостоящая фототехника пылится на полке за ненадобностью, а на ее место возвратилась древняя потертая «мылница», на которую снимать еще проще. А со снимками деток обстоит все мало труднее.  

 Но ничего неосуществимого не бывает, ведь правда? Давайте разбираться поэтапно.

 В нынешней статье я расскажу о технической стороне фото.

Хоть какому начинающему фотографу, сначала, нужно освоить четыре главных понятия: диафрагма, выдержка, экспозиция/экспопара и ISO (чувствительность регистрирующего элемента, в нашем случае это светочувствительная матрица) и их связь вместе в момент съемки.

 Об этом уже много написано различных статей и работ, потому более подробную информацию вы без усилий отыщите во глобальной сети. Я же постараюсь очень просто, кратко и, самое главное, доступно поведать об этих понятиях.

 Понятие диафрагмы относится только к объектива фотоаппарата. Диафрагма – это отверстие в объективе фотоаппарата, через которое  свет попадает к регистрирующей матрице. Величина диафрагмы обозначается эмблемой «f» на экране вашего фотоаппарата и может принимать значения 1,2 2 2,8 4 5,6 8 11 16 22 32, в  зависимости от технических черт вашего объектива.  . Другими словами — величина отверстия в объективе. Чем меньше значение диафрагмы, тем больше отверстие в объективе, тем больше света поступает к матрице.

Выдержка.  На пути света, проходящего через объектив к матрице, есть так именуемые «шторки», которые, как и диафрагма, дозируют количество света, но не поперечником отверстия, а временем воздействия на светочувствительный элемент. Шторки бывают разными – механическими и электрическими. После нажатия фотографом на кнопку спуска камер, эти шторки открываются и пропускают свет на светочуствительную матрицу. Но происходит это очень стремительно. Значение выдержки измеряется в толиках секунды (1/250, 1/500 —  недлинные выдержки и 1, 2 сек. и поболее – длинноватые выдержки и т.д.).

Экспозиция – если брать очень просто и в общем, то это количество света, нужное для регистрации изображения на светочуствительном элемента, с данной чувствительность, с пропорциональным проигрыванием яркостей, таким же как у объекта съёмки. За нужное количество света отвечает т.н. экспопара – диафрагма/выдержка. (Если выдержка маленькая – значение диафрагма возрастает, и напротив, если выдержка длинноватая – значение диафрагмы миниатюризируется)

В современных фотоаппаратах расчет экспопары автоматизирован. В проф он может быть на сто процентов ручным либо отчасти автоматическим.

ISO

ISO – единица измерения нужного количества света, для правильного экспонирования фото. Обычно на экране обозначается последующим образом: ISO 50, ISO 100, ISO 200.

При высочайшей чувствительности (огромных значениях ISO) света нужно в разы меньше, чем при низкой (при ISO 200 нужно в 2 раза меньше света, чем при ISO 100, и в 4 раза меньше, чем при ISO 50), но есть и другая сторона, чем выше ИСО, тем паче приметно на снимке проявляется т.н. световой шум: маленькая россыпь точек, выдная при зумировании фотоснимка и падает детализация. Потому лучше избрать самое низкое ISO и без особенной нужды не наращивать его.

Ну а сейчас самое главное связь этих 3-х характеристик. Для простаты разъяснения объясню на обычных примерах, не вдаваясь в технические подробности.

Допустим, вы желаете сфотографировать играющего малыша, который посиживает в комнате при дневном освещении. Вроде бы поступил проф свадебный и домашний фотограф.

Для того, чтоб повсевременно вдигающегося малыша сфотографировать макскимально верно, нужна маленькая выдержка. Для этого, фотограф превел бы камеру в режим приоритета выдержки (обычно, обозначается эмблемой ТV). В данном режиме под выбранное вами значение выдержки автоматом подстраивается значение диафрагмы. 

Выставил бы маленькую видержку, более 1/125 либо даже 1/250. При всем этом нужно смотреть за автоматом меняющимися значениями диафрагмы, зависимо от избранной выдержки(см. выше — экспопара). Если значение диафрагмы очень высочайшее, фото получится черной. Чтоб этого избежать можно повысить значение ИСО, до нужного. Да и с этим необходимо быть усмотрительным, чтоб не попортить фотографию световыми шумами.

Но, допустим, если при значении выдержки 1/250 значение диафрагмы очень высочайшее, что снимок выходит темным, и значение ИСО подняты очень, а нужно сделать фото ярче. Тогда, увеличиваем выдержку до 1/125 – как следует значение диафрагмы уменьшаются и уже при данном значении ИСО снимок станет ярче. В конечном итоге мы получаем четкую фотографию играющего малыша, довольно колоритную и с применимым уровнем шумов.

Ну что ж, сейчас для усвоения инфы попрактикуйтесь на собственном ребенке. В последующей статье будет рассмотрено о режиме приоритета диафрагмы и светочувствительных объективах.

Не запамятовывайте, практика, практика и снова практика, позволит вам усвоить и удачно работать с камерой в режиме приоритета выдержки.

Евгений Крамолин. Свадебный и домашний фотограф. Москва