Как погиб Гагарин и кто в этом виноват?
27 марта 1968 года весь мир был потрясен смертью первого в мире астронавта Юрия Гагарина. Его привлекательная ухмылка не оставляла флегмантичным никого, независимо от политических взглядов, дела к Русскому Союзу и социализму. Он был первым землянином, оказавшимся на орбите, его обожали все.
До настоящего времени разнятся представления о том, как умер Гагарин и кто в этом виновен. Тщательное расследование событий катастрофы завершилось тем, что осколки самолета запечатали в герметичные контейнеры и выслали на вечное хранение. Официальное заключение состояло из многих 10-ов томов, а в сути не разъясняло ничего. МиГ-15УТИ был исправен, никаких особых атмосферных явлений в зоне полета не наблюдалось, посторонние летательные аппараты отсутствовали. По стране поползли слухи о том, что летчики были пьяны. Может быть, такая версия распространялась специально, чтоб утаить известную немногим настоящую причину.
Комиссии, пытавшиеся разобраться в том, как умер Юрий Гагарин, расследовали многие происшествия событий, предшествовавших столкновению самолета с землей. Погодные условия не были безупречными, фактически всегда нахождения в воздухе самолет летел в облаках, а пилотирование выполнялось «втемную», другими словами по свидетельствам устройств. По состоянию на 1968 год МиГ-15УТИ (двухместный учебный вариант истребителя МиГ-15) не числился устаревшим, его использовали для восстановления летных способностей пилотов после отпуска либо заболевания, по последней мере до середины 70-х годов. Другое дело, что у этого самолета были некие особенности управления: длиннющий фонарь остекления усугублял аэродинамические свойства и снижал поперечную устойчивость. Но тяжело представить, что опытнейшему летчику Серегину это было непонятно.
Приборная база тех пор состояла из так именуемых будильников, другими словами механических индикаторов. При быстром подъеме либо понижении альтиметр запаздывал, и это могло ввести в заблуждение летчиков, выполнявших фигуры высшего пилотажа, а именно, горизонтальный штопор либо бочку, да и это не должно было сбить с толку инструктора.
Следствие установило, что за пару минут до того, как умер Гагарин, в воздушное место, отведенное для тренировочного полета, вошел очередной военный истребитель — современный Су-15. В отличие от дозвукового МиГа-15, он мог развивать скорость выше 2200 км/ч, обладал высочайшей скороподъемностью и маневренностью. С высочайшей степенью вероятности можно представить, что его присутствие могло фатально воздействовать на финал полета. При близком прохождении около относительно тихоходного МиГа «Сухой» мог сделать турбулентные воздушные потоки, опрокинувшие «спарку». Но и такая версия не дает исчерпающего разъяснения, ведь во время корейской войны «пятнадцатые» попадали и не в такие передряги, да к тому же под плотным огнем.
В том месте, где умер Гагарин, установлена памятная стела с профилями разбившихся пилотов. Сейчас точно понятно, что спиртных напитков намедни смерти они не употребляли. Тем через много лет была исправлена несправедливость человеческой молвы, обвинявшей летчика Владимира Серегина в катастрофе, ведь конкретно он отвечал за жизнь собственного известного обучаемого в этом тренировочном полете.
Может быть, что разъяснение, как и в большинстве катастрофических случаев, следует находить не в некий одной причине, а в их сочетании. Полетные аннотации нарушались и до того, как умер Гагарин, при этом фактически везде. Следственная комиссия обосновала факт 10 отклонений от норм, принятых для обеспечения безопасности полетов в ВВС СССР. Сплошная облачность занесла свою лепту, ухудшив ориентацию пилотов, до последней секунды пытавшихся выровнять самолет. Показания устройств не давали беспристрастного представления о пространственном положении относительно поверхности земли. Если к этим факторам, любой из которых сам по для себя не представлял смертельной угрозы, добавить внезапно возникшие вихревые потоки, то становится понятно, что летчикам просто не хватило некий сотки метров высоты. Предпосылки же скрывать правду о том, как умер Гагарин, вероятнее всего, были только ведомственными.