Обвиняя кого-либо в лицемерии, люди нередко употребляют имя древнеримского бога Януса, который, как всем понятно, обладал 2-мя лицами, а означает 2-мя ртами и 4-мя очами. У тех, кто не знаком с древней мифологией, может появиться воспоминание, что этот небожитель олицетворял коварство и лживость, но это не так. Янус был богом хорошим, он символизировал начало и конец, также помогал отыскивать выходы и входы. Еще в его «зону ответственности» заходил хаос, а он является начальным материалом для хоть какого порядка. Почему? Да поэтому, что больше его делать не из чего.

Языческий политеизм, прошлый в древнеримской империи гос религией, предполагал, что богов много, они образуют некоторый управляющий орган с жестким разделением функций и определенной иерархией. В этой структуре Янус занимал не последнее место. Потому далековато не каждый лицемерный человек заслуживает такового прельщающего определения.

Вообщем говоря, хоть какой член общества в определенные моменты собственной жизни играет какие-то роли, и прав был Шекспир, называя весь мир театром, а людей – актерами в нем. Если вновь возвратиться к древним временам, то традиции театра в Старой Греции предписывали артистам-исполнителям надевать маски, по которым угадывалось их амплуа. Так происходит и сейчас, только представители творческой профессии употребляют собственные лица, выражая мимикой всю палитру чувств, диктуемых нравом исполняемого персонажа. Но можно ли утверждать, что каждый актер — лицемерный человек?

Наша жизнь полна ритуалов, любой из которых предугадывает самые различные элементы, неотклонимые для выполнения. Даже если кто-то из участников церемонии, непринципиально, удовлетворенной либо печальной, не делит эмоций, предписываемых обстановкой, он обязан подчиняться общему порядку и придавать своей физиономии соответственное моменту выражение. Он «надевает маску», и все идет своим методом. А если кто-то попробует ее снять, его здесь же обвинят в черствости, цинизме и несоблюдении приличий. Не достаточно того, произнесут, что он — лицемерный человек: столько лет притворялся приличным и вот…

Если вариантов поведения всего два, то об утонченной хитрости гласить не приходится. Лицемерный человек — это еще не ханжа: истинное коварство заключается в намного большем количестве обликов, при этом они могут изменяться зависимо от обстановки подобно раскраскам хамелеона при перемещении по тропическим зарослям. Способность к таковой мимикрии частично является прирожденной, но большей частью увеличивается по мере заслуги мастерства, и гласить приходится о многоликости.

Но для упрощения можно принять догадку о том, что олицетворением коварства служит лицемерный человек. Определение того, что визави может проявить в отношениях определенное коварство, в общем-то, процедура легкая, но для этого будет нужно малость времени. Итак, 1-ый признак двуличия – невыполнение обещаний. 2-ой аспект – умение врать. И 3-ий — неспособность оправдывать оказанное доверие. По последней мере, на эти три симптома рекомендовал уделять свое внимание выдающийся башкирский писатель и ученый Ризаитдин Фахретдинов. Вобщем, люди, умудренные актуальным опытом, могут и резвее найти, что перед ними лицемерный человек, для этого им иногда довольно посмотреть в глаза. Этим же, кто желает научиться разбираться в природе коварства и признаках лживости смолоду, будет полезна книжка Алана Пиза «Язык телодвижений».