Как разбирать глаголы как части речи. Признаки глагола как части речи
Глагол – это одна из важнейших частей речи российского языка, на исследование которой в школьной программке отводится неограниченное количество времени. И это понятно, ведь тема по сути довольно большая. При ее исследовании детям разъясняют, как определять форму, вид и значение определенного слова в предложении, также как разбирать глаголы как части речи. Курс российского языка подразумевает знакомство с данным разделом после всех именных частей. И делается это совершенно не случаем, ведь, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, глагол имеет форму спряжения, а это означает, что морфологические признаки данной части речи в корне отличаются от других слов и словоформ.
Слово как часть речи: глагол
Определение глагола, поданное в школьных учебниках, звучит приблизительно так: это часть речи, которая отвечает на вопросы, обозначающие действие, и может выражаться в состоянии (болеть), свойстве (заикаться), признаке (темнеть) и в отношении (ревновать). Исходную форму глагола, которая отвечает на вопросы «что делать» и «что сделать», именуют инфинитивом, либо неопределенной формой, которая в предложении может выступать хоть каким из его членов.
К примеру: осознавать (подлежащее) – означает ощущать; быть (сказуемое) дождику; друзья просили его спеть (дополнение); она пошла пройтись (событие).
Тему раздела, рассказывающего о том, как разбирать глаголы как части речи, малыши начинают учить уже в 4 классе, а в следующие годы ворачиваются к ней не один раз. Но перед тем, как перейти конкретно к анализу глагола ,следует изучить его признаки. Конкретно об этом и речь пойдет дальше.
Неизменные признаки глагола
Одна из принципиальных особенностей данной части речи состоит в том, что все слова, относящиеся к ней, могут иметь неизменные и не неизменные признаки, исследование которых непременно для того, чтоб разобрать как часть речи глагол. К первым относятся:
- Принадлежность к виду. Если процесс либо действие, описанное глаголом, законченно сейчас, либо обозначено, что оно будет таким – это совершенный вид. К примеру: уехал, пришел, напишу, прочитаю, скажу. А если слово не подразумевает законченности, то это неидеальный вид глагола. К примеру: живу, отрисовывал, пишу.
- Переходность и непереходность. Различия этих грамматических признаков заключаются в наличии предлога при употреблении глагола с местоимением либо именованием существительным. Переходные глаголы могут употребляться без предлогов с именительными частями речи в винительном, а при отрицании — в родительном падеже. А при непереходных формах наличие предлога для связи слов – непременное условие. К примеру: читал письмо, не читал статью, выстроили дом, отвыкнуть от дома, соболезновать другу, дорожить временем.
- Возвратность. Найти этот признак довольно легко, обычно, все глаголы такового типа завершаются на -ся либо -сь. Необходимо отметить, что данная черта показывает на то, что глагол непереходный. К примеру: хохотал над сестрой, растворился в воде, придерживаться диеты.
- Спряжение – это одна из важных черт, которая участвует в формировании слов и заключается в изменении глаголов по числам и лицам. Для исследования и закрепления этой темы в школьном курсе российского языка уделяется много времени, и от умения верно найти спряжение глагола зависит качество правописания. Но можно всю тему записать в один небольшой конспект. Итак, к первому спряжению относят все глаголы с окончаниями -ешь, -ем, -ет, -ете, -ут, -ют, а ко второму — с окончаниями на –ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят. Чтоб найти спряжение, глагол следует поменять по лицам и проследить за конфигурацией окончания.
Непостоянные признаки глагола
Черта этих признаков заключена в их заглавии, и их также очень принципиально изучить до того, как разбирать глаголы как части речи. К ним относятся последующие причины, которые оказывают влияние на словообразование:
- Наклонение. Форма этого признака указывает на отношение деяния к реальному времени. Существует три формы наклонения: изъявительная (действие происходит на данный момент), условная (действие является только хотимым) и повелительная (действие может быть при определенных событиях).
- Время и число. В российском языке существует прошедшее, истинное и будущее время глаголов. Обычно, с определением этого грамматического признака проблем не появляется, равно как и с определение множественного либо единственного числа.
- Род. Как и все знаменательные части речи, глаголы могут изменяться по родам, зависимо от слова, определяющего лицо, с которым связано действие.
Как разбирать глаголы как части речи
Конкретно вышеуказанные особенности и следует указать в морфологическом разборе глагола, план которого смотрится так:
- Указать заглавие части речи.
- Найти исходную форму.
- Указать неизменные признаки глагола как части речи: вид, возвратность, переходность, спряжение.
- Обозначить непостоянные признаки: наклонение, время, лицо и род (если они есть), также число.
- Разобрать предложение, в каком употребляется глагол, и найти его функцию, другими словами указать, каким членом он является.
Примеры разбора глагола как части речи
Для закрепления изученного материала (морфологические особенности и признаки глагола) школьной программкой предусмотрены бессчетные разборы данной части речи по описанной чуть повыше схеме. С помощью такового приема малышей учат классифицировать познания и верно их использовать, вновь и вновь повторяя при определенном разборе все признаки той либо другой части речи.
В качестве примера разглядим такую фразу: «На небе ярко светит солнце».
- Светит – глагол.
- Исходная форма – светить.
- Глагол неидеального вида, безвозвратный, переходный, применен во 2-м спряжении.
- Солнце светит – действие происходит в реальном времени, а означает, это изъявительная форма глагола, который употреблен в единственном числе, в 3-ем лице и в среднем роде.
- На — предлог, небе — событие, ярко — событие, светит — сказуемое, солнце — подлежащее.
Разбор глагола по составу
Более принципиальной является тема: «Морфемный разбор слова». Что это значит и как разобрать слово по составу? Глагол, как и все слова, имеет основную часть, на базе которой и формируются другие формы. Эта самая часть без окончания, которое при обозначении заключается в прямоугольник, именуется основой и является главной в определении лексического значения. При разборе она обозначается квадратной скобкой под словом.
Прямо за основой выделяют суффикс – морфему, которая участвует в формо- и словообразовании однокоренных слов. На письме обозначается углом с направленной ввысь верхушкой.
Для глаголов в изъявительном и условном наклонении прошедшего времени характерен нулевой суффикс либо -л-. К примеру: читал – читал бы, нес – нес бы.
Неопределенная форма появляется с помощью суффиксов –ть- и –ти-, но в школьной программке эти морфемы рассматриваются как окончания. К примеру: спала – спать и выручила – спасти.
Приставка – одна из важных частей слова, которая стоит сначала и участвует в образовании новых словоформ. Схематически обозначается перевернутой буковкой Г.
Корень – неотклонимая и основополагающая часть, в ней заключено лексическое значение и объединяющая для всех однокоренных слов составляющая. Нет ни одной самостоятельной лексической единицы, в какой не было бы этой морфемы, то время как без других частей они полностью нормально употребляются. Корень на письме обозначают дугой.
Правила морфемного разбора
Вопрос о том, как разобрать глагол по составу, интересует многих школьников. Об этом можно много гласить, но лучше показать на практике. Но для начала необходимо подчеркнуть, что у инфинитива и у глаголов единственного числа мужского рода, употребленного в прошедшем времени и условном наклонении, нет окончания. Также у этих глаголов нет суффикса.
Морфемный разбор глаголов, как и других слов, проводят по таковой схеме:
- Определение части речи.
- Выделение окончания с разъяснением его значения.
- Подбор однокоренных слов и определение корня.
- Выделение приставки и суффикса.
- Определение базы слова, в какой заключено лексическое значение.
Разбери глаголы по составу
Для закрепления материала следует разобрать несколько слов по составу по такому примеру: мучается – исходная форма мучиться. Это неидеальный вид глагола с окончанием -ет, которое показывает на истинное время, третье лицо, единственное число. База слова —страда-, суффикс —а-. Однокоренные слова: мучается, страдание, страждущий. Корень – страд с вероятной подменой буковкы «д» на «ж». У этого слова нет приставки.