Нам случилось столкнуться с таким ритуалом единственный раз, во время путешествия. И, если честно, мусульманские похороны повергли нас в шок. Непривычное это было зрелище. Ничего общего с нашими христианскими правилами и обычаями. Стало даже несколько жутковато. Попробуем сплести воедино то, что было нами увидено и то, что поведал наш гид и местный обитатель. Конкретно он поведал нам подробности о том, как хоронят мусульман.

Начнем с того, что могилы непременно обращены к Мекке. Каждый проходящий должен читать молитву (суру). На каждом кладбище – помещения для омовения и обмывания усопших. На мусульманском погосте запрещено захоронение не мусульманина и напротив. Если погибла дама, не принявшая веру, но носящая малыша от мусульманина, ее хоронят спиной к Мекке, так, чтоб ребенок был размещен к Мекке лицом. Не приветствуются надгробные сооружения в виде мавзолеев и склепов, так как лишний шик и достояние могут вызывать зависть и привести к искушению.

Шариатом строжайше запрещены звучные оплакивания погибшего, который будет мучиться в данном случае. Рыдающий мужик упрекается, дамы и детки лаского успокаиваются. Горе необходимо перенести терпеливо, тогда Аллах поможет и поддержит.

Похороны у мусульман проводят только единожды. Вскрытия могил и перезахоронения запрещены. Но бывают все таки исключительные случаи. К примеру, когда тело захоронено на чужой земле (вернее сказать – узурпированной), если в процессе были нарушены правила, если кладбище не мусульманское, если есть опасность надругания над телом, если после похорон найдены части тела покойного.

Незначительно подробнее о том, как хоронят мусульман. Оттягивать этот процесс не принято. Совершается захоронение на не далеком мусульманском кладбище. Мертвеца укладывают головой в сторону Кыблы, опуская тело ногами вниз. Если это дама, то при опускании растягивают покрывало (мужчины не должны созидать саван). Горсть земли, брошенная в могилу, сопровождается словами, значащими в переводе: «Мы все принадлежим Богу, к нему возвращаемся». Могила должна выситься на 4 пальца, политься водой и 7 раз посыпаться горстью земли. В это время читают молитву. Молитвы и Священные писания продолжает читать оставленный у могилы человек уже даже после того, как все разошлись.

Как хоронят мусульман, также размеры могилы почти во всем зависят от местности. Лахад содержит в себе айван 1,5 на 2,5 м (глубина около полутора метров) и келью снутри с проделанным заблаговременно круглым (в поперечнике 80 см) входом. Ярма (больше тела на 50 см с обеих сторон) должна состоять из внутренней полки и айвана. А полка (шикка) соответствует длине тела. Хищники не должны ощутить запах и раскопать тело, потому кабр крепят. В гробу, как это принято у православных, мусульман не хоронят. Если нет способности похоронить тело на суше, над погибшим проводится ритуал омовения, его кутают, читают молитвы, привязывают камень к ногам и погружают в воду, выбрав глубочайшее место.

Если у православных человека посылают в последний путь побритым и ухоженным, то у мусульман не стригут ни бороду, ни волосы, ни ногти. Это можно делать только при жизни.

До этого, чем приступить к окутыванию мужчины, расстилают на ложе так именуемую лифофу, посыпая ее приятно пахнущими травками. Позже раскатывается изор, на который укладывается погибший, облаченный уже в камис. Руки не скрещиваются на груди, а укладываются повдоль тела. Покойный натирается благовониями. В это время течет чтение молитв и прощание. Потом тело кутается изором (поначалу сторона левая, а позже уже правая) и лифофой (заворачивается, как и изором). У ног, пояса и головы завязываются узлы. Развязывают их при опускании тела в могилу.

Так же и с дамами. Только до этого, чем одеть камис, грудь умершей покрывается от животика до подмышек хиркой. Волосы опускаются на камис, лицо накрывают подложенным под голову химором.

Если погибель не неожиданная, то над умирающим совершают верно установленный ритуал в присутствии духовного лица, с чтением определенных молитв. К погребению мусульмане относятся очень серьезно, потому точнейшее соблюдение всех тонкостей непременно. Это – священный долг. Умирающего, независимо от того, какого он возраста и пола, укладывают на бок, обращая его лицо к Мекке. Идет чтение молитвы «Калимат-шахадат», потом ему дают глоток воды, несколько капель священной воды либо сока лимонка. Рыдать и звучно говорить в это время воспрещается. После пришествия погибели подвязывают подбородок, глаза закрывают, выпрямляют ноги и руки, накрывают лицо, а на животик во избежание вздутия укладывается камень (либо что-то тяжелое). В неких случаях совершается «махрам-суви» – омывание грязных частей тела.

Непременно перед захоронением чтение молитвы погребальной, именуемой «Джаназа». Читает ее имам, стоящий поближе всех к покойному. Произносящий молитву просит о доброжелательности к ушедшему, о прощении, приветствии и милости. Поклоны при молении не совершают. Потом у собравшихся спрашивают, должен ли что-то покойный, либо должен ли кто-то ему. Похороны без чтения этой молитвы недействительны.

Потом уже следует само погребение.

Трудно обрисовать чувства и эмоции, когда мы лицезрели, как хоронят мусульман. Что-то привораживающее, торжественно-мистическое было в этом обряде. И еще внушающее почтение к чужой религии. Необычно торжественно и прекрасно, невзирая на осознание того, что для близких ушедшего – это огромное горе.