Классицизм и представители классицизма
Классицизм – направление европейской культуры конца 17 – начала 19 века. Заглавие происходит от латинского слова classicus, что в переводе значит «примерный». Отличительной чертой классицизма считается строго разработанная система художественных норм, которые должны были непременно соблюдаться, проявление творческой фантазии числилось недопустимым. Идеи классицизма присутствовали во всех сферах культурной жизни. Классицизм в искусстве, литературе, живописи, архитектуре, музыке был должен выражать вселенскую гармонию.
Главные принципы классицизма были сформулированы в трактате Николя Буало (Франция 1674 г.). В нем он внушительно доказал ряд требований художественного нрава, которые предъявлялись к литературному творчеству. Драматические произведения должны были быть выдержаны в серьезном правиле 3-х единств. Единство места предполагает фиксированное место, где происходят действия, единство времени – определенный, ограниченный временной просвет, единство деяния – одна центральная сюжетная линия.
Также согласно Ф. Фенелону и М. В. Ломоносову, представители классицизма в литературе должны соблюдать строгую иерархию жанров и стилей. «Высочайший штиль» — возвышенная лексика, жанры: оды, геройские поэмы. «Средний штиль» — элегии, сатирические произведения, драмы. «Маленький штиль»- личная и ежедневная жизнь, жанры: басни, комедии, письма. Соединять стили было запрещено. К началу 19 века классицизм стал вытесняться с пьедестала такими стилями как сентиментализм и романтизм. Погоня за строгостью и четкостью приостановилась.
В Рф классицизм появился исключительно в начале 18 века. Толчком к его развитию стали преобразования Петра I и теория «3-х штилей» Ломоносова, реформа Тредиаковского. Самые известные представители классицизма в Рф: Денис Иванович Фонвизин (комедия), Антиох Дмитриевич Кантемир (сатира), Гавриил Романович Державин и Миша Васильевич Ломоносов (ода), Иван Иванович Хемницер и Александр Петрович Сумароков (басня). Центральной неувязкой общества тех пор была неувязка власти, потому российский классицизм имеет типичные стороны в отличие от классицизма западного. Потому что после Петра Первого ни один правитель ни пришел к власти легитимно, то животрепещущей была неувязка интриг, дворцовых переворотов, несоответствие монарха ожиданиям придворных и народа. Конкретно эти препядствия отражены в российском классицизме.
Представители классицизма в музыке, к примеру, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, навечно вошли в мировую историю. Их произведения стали ориентиром развития предстоящей музыкальной композиции. Музыкальные произведения стали иметь более четкую структуру, все части 1-го произведения были сбалансированы.
Классицизм очень воздействовал на такую ветвь культуры как архитектура. Использовались древние формы, видны греческие, римские мотивы. Преобладают пастельные цвета. В Рф очень приметно смешение византийской культуры и российского барокко. Представители классицизма в российской архитектуре: Казаков, Еропкин, Земцов, Коробов, Росси, Стасов, Монферран.
Классицизм в живописи, обычно, подчеркивает сглаженность форм, а основными элементами формы являются линия и светотень. Одними из самых наилучших живописцев признаны Н. Пуссен и К. Лоррен. Пуссен создавал шедевры, где были изображены геройские подвиги, сюжеты в историческом стиле. Лоррен, в свою очередь, занимался пейзажами, где видна связь человека и природы, гармония их взаимодействия. Представители классицизма в российской живописи: непревзойденный мастер картин исторической темы А.П. Лосенко, его ученики (И. А. Акимов, П. И. Соколов и другие).