Классификация методов обучения.
Систематизация способов обучения грамоте либо хоть какой школьной дисциплине не укладывается в точные определенные рамки. В российскей и мировой практике уже было предпринято много усилий, чтоб ее составить. Способ — это категория многомерная и универсальная, потому различные создатели употребляют не однообразные основания для того, чтоб составить свою систематизацию. Они приводят аргументы, говорящие в пользу той либо другой классификационной модели.
Е.Я. Голант и Е.И. Перовский предлагают систематизировать способы по нраву восприятия инфы и источнику ее передачи. Другими словами, существует пассивное восприятие, когда учащиеся глядят и внемлют — лекция, рассказ, разъяснение, демонстрация и т.д.. А активное восприятие — это внедрение приятных пособий, книжек, работа с ними, также лабораторный способ.
Систематизация способов обучения по разным источникам передачи инфы, также приобретения познаний была предложена Н.М Верзилиным, И.Т Огородниковым и другими. В рамки этой систематизации укладываются последующие способы: словесные — работа с книжкой, слово преподавателя; и практические — опыт, наблюдение, упражнения, другими словами исследования реальности, которая окружает каждого из нас.
Систематизация способов обучения, предложенная Б.П. Есиповым и М.А. Даниловым базирована на дидактических задачках. Другими словами большущее значение имеет последовательность приобретения учениками познаний на определенном уроке. Поначалу идет приобретение познаний, позже формирование способностей и умений, потом применение этих обретенных познаний, следом творческая деятельность, дальше закрепление, проверка умений, познаний и способностей.
Существует и систематизация способов обучения по нраву (типу) познавательной деятельности. Ее предложили И.Я. Лернер и М.Н Скаткин. Они гласили о том, что уровень самостоятельной деятельности отражается в нраве познавательной деятельности учащихся. Данной систематизации присущи такие способы: репродуктивный (границы творчества и мастерства), объяснительно-иллюстративный, его еще именуют информационно-репродуктивным, частично-поисковый, проблемное изложение познаний и исследовательский.
Германский дидакт Л. Клинберг также предложил свою систематизацию способов обучения в купе с формами сотрудничества. 1-ая группа — это монологические способы — демонстрация, рассказ, лекция. 2-ая группа — формы сотрудничества — групповые, личные, передние и коллективные. 3-я группа — диалогические способы — беседа.
Систематизация способов обучения, предложенная Ю.К. Бабанским, составлена на базе организации и воплощения учебно-познавательной деятельности, способов ее стимулирования, мотивации, также способов самоконтроля и контроля. Данная систематизация представлена последующими группами способов: 1-ая — способы организации, также воплощения учебной и познавательной деятельности. К ним относятся словесные (лекция, рассказ, беседа, семинар), приятные (демонстрация, иллюстрация), практические (лабораторные опыты, упражнения). В эту же группу входят проблемно-поисковые и репродуктивные способы, способы работы под управлением преподавателя и без помощи других. 2-ая группа данной систематизации — способы стимулирования и мотивации деятельности учащихся. И 3-я группа — способы самоконтроля и контроля за учебно-познавательной деятельностью с целью увеличения ее эффективности.
Таким макаром, существует несколько 10-ов классификаций способов обучения, имеющих и свои недочеты, и свои плюсы. Но принципиально осознавать, что учебный процесс является оживленной конструкцией. Потому выбор способов обучения находится в зависимости от многих причин.