В современной педагогике не так издавна появился новый и громкий термин – компетентностный подход в обучении. Что все-таки под ним предполагается?

Для начала нужно разглядеть, что все-таки значит само слово «подход»? Этот термин нередко употребляют эквивалентно слову «способ». Но, все же, он имеет более обширное осознание. Подход предполагает наличие целого комплекса взаимосвязанных мыслях, принципов и способов, содействующих решению определенной задачки. Тут немаловажную роль играет осознание социально-экономических, философских и психолого-педагогических предпосылок. Должны быть верно проработаны этапы и механизмы, обеспечивающие выполнение поставленных целей.

В педагогической практике широкую известность получили многие испытанные временем подходы и способы. К таким относятся классические подходы, ориентирующиеся на получение крепких познаний, их системность, личностную ориентированность обучающихся и всеохватывающую связь этих подходов. Компетентностный подход относится к современным разработкам, которые вошли в педагогическую практику в конце ХХ-го столетия. Такими являются ситуационный, информационный и некие другие. Они еще не достигнули собственной завершенности и не получили полного научного обоснования. Хотя находят довольно обширное признание.

Компетентностный подход в первый раз зародился в 80-е годы прошедшего века. Сначала, речь шла о компетентности личности и о компетенциях, которые должны были стать целью и результатом образования. Под ней понималось «углубление познаний», «освоение умений» и «умение использовать способности». Но позже понятие это больше расширялось, и на данный момент в педагогике уже молвят о целостном подходе данного типа в образовании.

Давайте ближе разглядим компетентностный подход в современном проф образовании, его цели и содержание. Ведь это не дань последней моде, а действительность, вызванная социально-экономическими и образовательными предпосылками последних лет, когда о для себя в полный глас заявила рыночная экономика. На данный момент к современному спецу предъявляются совсем другие требования, которые не учитывались в старенькых программках по подготовке профессионалов. Эти требования не связаны агрессивно с какой-нибудь определенной дисциплиной. Их отличает универсальность, «надпредметный» нрав приобретенных познаний. Для их формирования требуются, быстрее, новые педагогические технологии, чем новые программки. Такие требования в одной литературе именуют «надпрофессиональными», базовыми квалификациями, в другой – главными компетенциями.

Главные компетенции могут быть самыми разными. Их выдвигает сама жизнь. Это могут быть «сквозные» способности: работа на компьютере, умение производить поиск инфы, владение основными понятиями экономики и бизнеса, осознание экологии, владение зарубежными языками, основами правовых познаний и способностями в области маркетинга. Сюда можно отнести коммерческие способности, познание санитарно-медицинских качеств.

Эти главные компетенции составляют, условно, 1-ое из 2-ух направлений, которые выделяет компетентностный подход. Оно рассматривается как воспитание личных свойств профессионалов, нужных для деятельности в ряде разных профессий.

Другое направление предполагает наличие проф способностей и умений, имеющих свойство широкого переноса. В обоих случаях эти компетенции должны отвечать двум главным аспектам, таким как обобщенность и функциональность.

Компетентностный подход в высшем образовании предполагает формирование у профессионалов в неотклонимом порядке:

• познания главных принципов функционирования компаний;

• владения основной базой юридических познаний;

• познания принципов существования в создавшихся критериях конкурентноспособной борьбы и вероятной безработицы;

• готовности к смене профессии, а, по мере надобности, и сферы деятельности;

• креативности мышления;

• способностей коммуникативной работы;

• опыта работы в команде.

Не на последнем месте стоит и такое свойство людского нрава, как самосознание и самооценка.