Официальная религия в Китае родилась во времена падения династии Чжоу. В 5-3 веках до нашей эпохи сильное и могущественное правительство перевоплотился в кучку феодальных княжеств, повсевременно воюющих вместе. Низшие классы, выйдя из послушания, кипели, как котел с кипяточком, и в этом «кипяточке» рождались сотки религий и учений. Потом собрание этих философских мыслях стало понятно под именованием «100 школ». Но уцелело и прижилось только два учения – конфуцианство и даосизм. С течением времени эти две школы стали основой общественного и религиозного миропонимания Китая. Даосизм можно считать религией Китая, тогда как учение Конфуция держит под контролем общественную жизнь китайцев. Таким макаром, эти философские школы гармонически дополняют друг дружку, вот уже 2000 лет определяя сознание и поведение миллионов людей.

Конфуцианство названо в честь собственного основоположника Кун Фу-цзы. Благодаря христианским миссионерам это имя стало звучать как «Конфуций». Жил Конфуций в 551-470 годах до н.э., когда уклад китайского общества изменялся с патриархального на бюрократический. Конфуцианство и даосизм, поддерживающий духовную сферу, посодействовали предупредить анархию и сохранить китайское правительство от полного развала. Учение Конфуция основано на достижении гармонии меж миром и людьми. Религии Конфуций не касался, сосредоточив свое внимание на жизни человека. Ее контролировали 5 видов отношений, основанных на принципе «сыновней почтительности», который до этого денька лежит в базе китайской культуры.

Почтенное место в конфуцианстве отводилось разным обрядам. Они были собраны в типичный «свод законов», которому был должен следовать каждый китаец. Без соблюдения принципов конфуцианства человек не был в состоянии сделать карьеру на гос службе. Заместо служителей культа ритуалы в конфуцианстве совершались главой семьи, высшими бюрократами и царем, а культ страны равнялся к культу Неба. Таким макаром, и конфуцианство, и даосизм вполне контролировали жизнь китайского народа.

Даосизм родился из учения полулегендарного Лао-цзы. Базы собственного учения он выложил в священной книжке «Дао де цзин». Смысл и цель людской жизни Лао-цзы лицезрел в бессмертии, которое достигается через аскетизм и самососредоточение. Аскет, ведущий праведную жизнь, становится человеком Дао – нескончаемой реальностью, божественным и творческим началом. Проявлением Дао в реальной жизни, природой вещей считается Дэ. Даос никогда не вмешивается в Дэ и не пробует его поменять. Даосизм, главные идеи которого заключаются в 3-х понятиях – любовь, смирение и умеренность – проповедует «принцип невмешательства». Недеяние – это главное правило и база жизни даоса. Он отрешается от всех попыток поменять мир и свою жизнь и предается полному самоустранению.

Как и в конфуцианстве, в даосизме тоже существует эталон страны. У даосов это малая страна, не ведущая войн, не торгующая с соседями, и соц, и духовная жизнь которой базирована на принципе недеяния. В Китае эти представления не раз становились предпосылкой народных мятежей и революций. Безупречным человеком в даосизме считается отшельник, который предназначил себя достижению бессмертия. Со временем даосизм разделился на две условные части – философскую и религиозную, которые имеют меж собой значимые отличия. Религиозная часть включает разные суеверия и веру в магию. Конкретно из нее вышли такие направления, как астрология и фэн-шуй. Духовными центрами даосизма являются бессчетные монастыри.

Веками конфуцианство и даосизм удачно противостояли буддизму. Поддерживая и дополняя друг дружку, эти учения сформировали тот загадочный и непостижимый Китай, сохранившийся до нынешнего денька.