Согласно данным исследователей из различных областей, коренные народы Сибири расселились по этой местности в эру позднего палеолита. Конкретно это время характеризуется большим развитием охоты как промысла.

Сейчас же большая часть племен и народностей этого региона немногочисленны и их культура находится на грани исчезновения. Дальше мы попытаемся познакомиться с таковой областью географии россии, как народы Сибири. Фото представителей, особенности языка и ведения хозяйства будут приведены в статье.

Разбираясь в этих сторонах жизни, мы пытаемся показать многогранность народов и, может быть, пробудить в читателях энтузиазм к путешествиям и необыкновенным впечатлениям.

Этногенез

Фактически на всей местности Сибири представлен монголоидный тип человека. Родиной его считается Средняя Азия. После начала отступления ледника люди конкретно с такими чертами лица заселили регион. В ту эру еще не было развито скотоводство в значимой мере, потому главным занятием населения стала охота.

Если изучить карту языковых групп Сибири, мы увидим, что они более представлены алтайской и уральской семьями. Тунгусские, татарские и тюркские языки с одной стороны — и угро-самоедские с другой.

Социально-хозяйственные особенности

Народы Сибири и Далекого Востока до освоения этого региона русскими в главном имели схожий уклад жизни. Во-1-х, всераспространены были родоплеменные дела. Традиции хранились в рамках отдельных поселений, браки старались не распространять за границы племени.

Занятия делились зависимо от места проживания. Если рядом находилась большая аква артерия, то нередко встречались поселения оседлых рыболовов, у каких зарождалось земледелие. Основное же население занималось только скотоводством, к примеру, очень всераспространено было оленеводство.

Этих животных комфортно разводить не только лишь из-за мяса, неприхотливости к еде, да и из-за их шкур. Они очень тонкие и теплые, что позволяло таким народам, как, к примеру, эвенки, быть неплохими наездниками и вояками в комфортных одеждах.

После прихода на эти местности огнестрельного орудия уклад жизни существенно поменялся.

Духовная сфера жизни

Древнейшие народы Сибири до сего времени остаются приверженцами шаманизма. Хотя за много веков он перетерпел различные конфигурации, но силы собственной не утратил. Буряты, к примеру, сначала добавили некие ритуалы, а после стопроцентно перебежали к буддизму.

Большая часть других племен были формально крещены в период после восемнадцатого века. Но это все официальные данные. Если же проехаться по деревням и поселениям, где живут малые народы Сибири, мы увидим совсем другую картину. Большая часть придерживаются многолетних традиций протцов без инноваций, другие совмещают свои верования с одной из главных религий.

В особенности эти грани жизни появляются на государственных праздничках, когда встречаются атрибуты различных верований. Они сплетаются и делают уникальный узор аутентичной культуры того либо другого племени.

Давайте далее побеседуем подробнее о том, что представляют собой коренные народы Сибири.

Алеуты

Сами себя они именуют унанганы, а их соседи (эскимосы) – алакшак. Общая численность чуть добивается 20 тыщ человек, большая часть из которых живут на севере США и Канады.

Исследователи считают, что алеуты сформировались около 5 тыщ годов назад. Правда, на их происхождение есть две точки зрения. Одни считают их самостоятельным этническим образованием, другие – что они выделились из среды эскимосов.

До того, как этот люд познакомился с православием, приверженцами которого они являются сейчас, алеуты исповедовали смесь шаманизма и анимизма. Главный шаманский костюмчик был в виде птицы, а духов различных стихий и явлений изображали древесные маски.

Сейчас же они поклоняются одному богу, который на их языке называется Агугум и представляет собой полное соответствие всем канонам христианства.

На местности Русской Федерации, как мы убедимся дальше, представлены многие малые народы Сибири, но эти живут исключительно в одном поселении – селе Никольском.

Ительмены

Самоназвание происходит от слова «итенмэн», которое значит «человек, который живет тут», местный, другими словами.

Повстречать их можно на местности запада полуострова Камчатка и в Магаданской области. Общая численность – немногим более 3-х тыщ человек, судя по переписи 2002 года.

По внешнему облику они поближе к тихоокеанскому типу, но все таки имеют очевидные черты северных монголоидов.

Изначальная религия – анимизм и фетишизм, первопредком числился Ворон. Хоронить погибших у ительменов принято по ритуалу «воздушного погребения». Мертвец подвешивается до истлевания в домовине на дереве либо укладывается на особом помосте. Этой традицией могут повытрепываться не только лишь народы Восточной Сибири, она в древности был всераспространена даже на Кавказе и в Северной Америке.

Более всераспространенным промыслом является рыбалка и охота на прибрежных млекопитающих, таких как тюлени. Не считая этого обширно всераспространено собирательство.

Камчадалы

Не все народы Сибири и Далекого Востока являются туземцами, примером этого могут быть камчадалы. Фактически, это не самостоятельная народность, а смесь российских переселенцев с местными племенами.

Язык у их российский с примесями местных диалектов. Всераспространены они в главном в Восточной Сибири. Сюда относятся Камчатка, Чукотка, Магаданская область, побережье Охотского моря.

Судя по переписи, их полное количество колеблется в рамках 2-ух с половиной тыщ человек.

Фактически, как таковые камчадалы появились исключительно в середине восемнадцатого века. В это время российские переселенцы и торговцы усиленно устанавливали контакты с местными, часть из их вступили в браки с ительменками и представителями коряков и чуванцев.

Таким макаром, потомки конкретно этих межплеменных союзов и носят сейчас имя камчадалов.

Коряки

Если начать перечислять народы Сибири, коряки займут не последнее место в перечне. Они известны русским исследователям с восемнадцатого века.

Практически это не единый люд, а несколько племен. Сами себя они именуют намылан либо чавчувен. Судя по переписи, на сегодня их численность — около 9 тыщ человек.

Камчатка, Чукотка и Магаданская область – местности проживания представителей этих племен.

Если провести систематизацию, исходя из стиля жизни, они делятся на береговых и тундровых.

1-ые – нымыланы. Молвят на алюторском языке и занимаются морскими промыслами — ловлей рыбы и охотой на тюленей. К ним по культуре и актуальному укладу близки кереки. Этому народу характерна оседлая жизнь.

2-ые – номады чавчыв (оленеводы). Язык у их корякский. Живут на Пенжинской губе, Тайгоносе и прилегающих территориях.

Соответствующей особенностью, которая выделяет коряков, как и некие другие народы Сибири, являются яранги. Это передвижные конусообразные жилья из шкур.

Манси

Если гласить про коренные народы Западной Сибири, нельзя не упомянуть урало-юкагирскую языковую семью. Более колоритными представителями этой группы являются манси.

Самоназвание этого народа – «меньдсы» либо «вогулы». «Манси» на их языке обозначает «человек».

Эта группа сформировалась в итоге ассимиляции уральских и угорских племен в эру неолита. 1-ые были оседлыми охотниками, 2-ые – бродячими скотоводами. Эта двоякость культуры и ведения хозяйства сохраняется и доныне.

Самые 1-ые контакты с западными соседями были в одиннадцатом веке. В это время манси знакомятся с коми и новгородцами. После присоединения к Рф усиливается колонизационная политика. К концу семнадцатого века они оттесняются на северо-восток, а в восемнадцатом формально принимают христианство.

Сейчас в этом народе существует две фратрии. 1-ая именуется Пор, своим предком считает Медведя, и базу ее составляют уральцы. 2-ая именуется Мось, ее основоположник – дама Калташч, а большая часть в этой фратрии принадлежит к уграм.
Соответствующей особенностью будет то, что признаются только перекрестные браки меж фратриями. Такую традицию имеют только некие коренные народы Западной Сибири.

Нанайцы

В древности они были известны под именованием гольды, а один из самых именитых представителей этого народа – Дерсу Узала.

Судя по переписи населения, их немногим более 20 тыщ. Проживают они повдоль Амура на местности Русской Федерации и Китая. Язык – нанайский. На местности Рф употребляется кириллица, в Китае – язык бесписьменный.

Эти народы Сибири стали известны благодаря Хабарову, который в семнадцатом веке изучил этот регион. Некие ученые считают их праотцами оседлых хлеборобов дючеров. Но большая часть склоняются к тому, что нанайцы просто пришли на эти земли.

В 1860 году, благодаря переделу границ по реке Амур, многие представители этого народа оказались в одночасье гражданами 2-ух стран.

Ненцы

Перечисляя народы Западной Сибири, нереально не тормознуть на ненцах. Это слово, как и многие наименования племен этих территорий, означает «человек». Судя по данным Всероссийской переписи населения, от Таймыра до Кольского полуострова их проживает более сорока тыщ человек. Таким макаром, выходит, что ненцы – самый большой из коренных народов Сибири.

Они делятся на две группы. 1-ая – тундровые, представителей которых большая часть, 2-ая — лесные (их осталось не много). Диалекты этих племен так различны, что один не усвоит другого.

Как и все народы Западной Сибири, ненцы носят черты как монголоидов, так и европеоидов. При этом чем поближе к востоку, тем меньше остается ев