Космогонические мифы
Космогонические легенды – категория легенд, рассказывающих о преобразовании хаоса в космос. Слово «космогония» образовано от 2-ух греческих слов: мир (либо космос) и появляться. Хаос (пустота; от греческого корня «хао», зевать) в легендах значит первопотенцию, аморфную материю, из которой и будет сотворен мир. Персонификация нескончаемого и пустого мирового места, не имеющего размеров. В древнегреческих легендах воплощением Хаоса является Океан либо начальные воды.
Космогонические легенды всераспространены в культурах многих народов, а образ Океана в космогонии Старой Греции, скорее всего, сложился под воздействием древней шумерской культуры. Акт творения представляет создание порядка из кавардака. Пока сохраняется порядок – существует мир. Но может случиться так, что в некий момент возникнет угроза его разрушения, тогда он может возвратиться в состояние хаоса. Практически везде в легендах описывается битва божества либо культурного героя с чудовищем (морской змей либо дракон), олицетворяющим силы хаоса.
Космогонические легенды Старой Греции отлично известны по поэме «Теогония» Гесиода. Хаос, согласно «Теогонии», изначальное божество, породившее Эреба и Нюкту (Мрак и Ночь). Другие галлактические первоначала, порожденные из него: Гея (Земля), Тартар (подземное королевство) и Эрос (Любовь либо сила влечения). У Гесиода Хаос размещен ниже Земли, но выше Тартара, 1-ое упоминание о котором можно отыскать у Гомера. Современной наукой установлено, что на формирование древнегреческих легенд существенно воздействовали религиозные системы восточного Старого мира (шумерская, вавилонская, хеттская). Непременно, космогонические легенды в изложении Гесиода в Старой Греции не были единственными. Свои теории развивали многие философы. Так, посреди низших слоев населения более пользующейся популярностью являлась орфическая космогония, в какой находится мировое яичко. По Эпимениду сначала существовали Воздух и Ночь, от которых появились Тартар и пара богов, породивших мировое яичко. Центральные роли у орфиков отводятся Дионису и Деметре. Их судьба связана с началом истории населения земли.
В римской традиции, а именно у Овидия, космогонические легенды обрисовывают вначале существовавшую грубую и неразвитую массу, в которую аморфной кучей были погружены все элементы космоса.
В полном обзоре греческих легенд и сказаний, известном как «Мифологическая библиотека», неведомого писателя, которого именуют Псевдо-Аполлодором, рассказывается, что первыми миром правили Гея (Земля) и рожденный ею Уран (Небо). Небо покрыло Землю (знак соединения Мужчины и Дамы), и появились двенадцать богов первого поколения (6 братьев и 6 сестер).
В философской концепции Прима Материя (1-ая материя), развитой приблизительно в 5-6 веках, были объединены библейские понятия и различные космогонические легенды. Примеры её внедрения можно отыскать у алхимиков эры Ренессанса, которые ассоциировали «первую материю» практически со всем: Хаосом, Мужиком и Дамой, андрогинным существом, Небом и Землей, Телом и Духом. Они использовали подобные сопоставления, чтоб обрисовать универсальный нрав Прима Материя, которая обладает свойствами и качествами всех вещей.