Критичный реализм в литературе и его главные творческие принципы формировались в обществе, классовая структура которого находилась в классическо-буржуазной форме. В тех критериях вправду была только эта одна соц форма. Представления же людей о некоем «бесклассовом» обществе являлись чисто теоретическими. И в этих критериях принадлежность, факт прикрепления человека к определенной социальной среде являл собой непререкаемую закономерность, став духовным и художественным методом восприятия и освоения жизни.

Вкупе с тем, социально-классовая определенность пришла в критичный реализм не в форме обыденного проигрывания того либо другого общественного типа. Не было ее возникновение и самостоятельным процессом. Критичный реализм отражал творческий синтез этого детерминизма с заинтересованным, общественно активным отношением к жизни.

Этот синтез очевидно просматривается в исторической связи индивидума с его социально-классовой структурой. Критичный реализм охарактеризовывает эту связь как агрессивную личности, сковывающую способности и рвения человека. Господствующая среда была, подавляя, уродуя, разрушая людские родовые свойства. Критичный реализм – это отражение страданий и последней бедности трудового населения.

Сделанные картины правдиво охарактеризовывают социальную особенность той реальности, являвшей собой замкнутость и враждебность по отношению к целостной и свободной жизни человека. Этот принцип являлся основой критичного реализма. Актуальное восприятие, осваивающее классовую систему, проявлявшую враждебность не только лишь к движениям собственного, да и следующих времен, правдиво воспроизводилось в искусстве.

Критичный реализм устанавливает не беспристрастную, а личную связь меж узкосоциальными типами и публичным развитием. Проявляется эта связь в форме исследования соц событий, также в виде внутреннего рвения человека к обыкновенному, свободному, не подверженному воздействию социума общению с другими людьми.

В большинстве случаев в литературе тех пор это рвение выражалось в форме любви – чувстве, не признающем никаких публичных классификаций и разграничений. Оно могло зародиться меж людьми, имеющими различные взоры и занимающими различное положение. Совместно с тем, рвение могло выражаться в утверждении себя в сфере деятельности, полезной для общества. Более того, индивидум в неких случаях пробовал укрепить принцип бескорыстных, внесоциальных, свободных человечьих отношений как обычное общение людей вместе.

Вкупе с этим, литература критичного реализма все пробы человека жить «по-человечески», с незапятнанными эмоциями и бескорыстными рвениями приводит к конфликту с имеющейся вокруг него системой. Всюду делается упор на только положительные людские свойства: честность крестьянина, порядочность буржуа, добродетель интеллигента, благородство дворянина.

Формирование искусства критичного реализма происходило в тесноватой связи с общедемократическими движениями народов Европы. Тут необходимо подчеркнуть и противоборство французов против монархии Бурбонов, а потом против рвения больших буржуа к разным формам политического и экономического господства. В это время происходила борьба британского народа за демократию в государстве, против такого же буржуазного господства. Следует сказать и о более чем столетнем сопротивлении германской цивилизации и ее борьбе за буржуазно-демократические реформы. В Рф было сформировано антифеодальное движение сначала 19 века, включавшее революционное дворянство, а потом и другие социальные слои – рабочих, фермеров, разночинцев, буржуазию.