Более 2-ух третей поверхности нашей планетки занимает океан. У населения земли с незапамятных времен с ним сложные дела. Рвение доминировать, ощутить себя покорителем очень нередко оборачивается последствиями неожиданными и грустными.

Примером наступательно-агрессивного дела к аква среде может служить Аральское море. Трагедия случилась в шестидесятые, еще полста лет вспять оно занимало 4-ое место по величине посреди закрытых водоемов после Виктории, Величавых озер и Каспия, на его берегах трудились два порта, выполнялся промышленный лов рыбы, а на пляжах отдыхали туристы. Сейчас, к огорчению, об этом благоденствии напоминают только беспомощно лежащие килями на песке суда. Победой такое окончание отношений с аква средой именовать язык как-то не поворачивается.

Океан жесток, он бывает и ожесточенным. Катастрофы на море происходили с того времени, как команды первых судов решились отправиться в далекий и страшный путь. Даже бывалые мореплаватели знают, что фортуна переменна, а поэтому часто веруют в приметы и являются суеверными.

По числу жертв катастрофы на море уступают авто дорожному движению, жд и авиационному транспорту, но от этого они более жутки. Смерть «Титаника» в 1912 году (1503 жертвы), лайнера «Эмпресс оф Айрлэнд» в 1914-м (1012 жертв), прогулочного парохода «Истлэнд» (более 1300 жертв), парома «Рандас» в 1947 году (625 погибших), паромов «Тайпин» и «Цзинь-Юань» в 1949 году (выше 1500 ушедших на дно), — вот лаконичный перечень только первой половины XX века.

Позднее случились и другие катастрофы на море, в числе их смерть атомных подлодок «Трешер» и «Курск». Они стали причинами сотен человечьих жертв.

За последние три 10-ка лет под воду ушло шестнадцать крупнотоннажных туристских судов. По причинам технических дефектов, из-за ошибок, а иногда и пренебрежения необходимыми правилами безопасности погибли паром «Эстония», «Коста Конкордия».

В особенности шокируют катастрофы на Черном море, которое считается мелководным и относительно неопасным. Таинственный взрыв в мирное время на линкоре «Новороссийск» в 1955 году, унесший жизни 614 русских моряков, столкновение с сухогрузом «Петр Васев» парохода «Адмирал Нахимов» (423 погибших) сравнимы с потерями при смерти под фашистскими бомбами транспорта «Ленин» либо торпедированного русской лодкой германского корабля «Гойя» в 1945 году.

Бывалые мореплаватели считают самой ужасной из всех вероятных обстоятельств катастрофы на море, как ни феноминально это звучит, пожар. Кажется, что огнь просто погасить, когда вокруг столько воды, но это не так. В 1967 году на борту авианосца «Джеймс Форрестол» произошел самопроизвольный запуск ракеты класса «воздух-воздух». Зажглись самолеты, готовые к боевым вылетам, пожарная команда приступила к тушению, но боеприпасы самовоспламенились ранее, чем было предвидено нормативами. Из пробитых баков потек пылающий керосин, который мореплаватели пробовали потушить забортной водой. Потому что обученные пожарному делу матросы погибли при взрыве, оставшиеся в живых не знали, что этого делать нельзя. В итоге горящее горючее просочилось в кубрики, где спали члены команды.

Продолжится ли перечень тех, кого забрало море? Как значительны будут утраты в XXI веке? Пока мы этого не знаем. Точно понятно только то, что ошибок и беспечности океан не прощает.