Кто такая богиня Кали?
Как понятно, в индуизме, кроме верховного божества, существует огромное количество других богов и их воплощений. Они все служат одной и той же цели — ведению человека по пути просветления, но каждый употребляет для этого свои средства.
Индийская богиня Кали представляет собой разрушительную форму Парвати, супруги Шивы. Изображается она, обычно, танцующей на теле Шивы, с 4-мя руками, в одной из которых она держит голову беса с высунутым языком, с которого капает кровь, и гирляндой из черепов. Казалось бы, что таковой образ был должен сделать ее отрицательным персонажем, но приверженцы индуизма высоко почетают ее. Существует даже особенный культ, посвященный Кали. Богиня, являющая собой разрушительную ипостась Шакти, олицетворяет также защиту от черных сил и материнское, рачительное начало.
Богиня Кали является проявлением «божественного гнева», а не беспричинной разрушительной злости. Она избавляется от невежества и бесов, очищая и защищая. Она также ассоциируется в индуизме с величавой радостью: побеждая противников, она всегда смеется. Богиня повсевременно поддерживает добросовестных людей. Но приверженцы культа Кали, ошибочно истолковавшие индуистскую философию, совершали ужасные ритуалы, сопровождаемые человечьими жертвоприношениями, вследствие чего это божество стало ассоциироваться с глупым кровопролитием и жестокостью.
Настоящая же суть этой богини остается в гармоническом объединении созидательных и разрушительных сил.
Богиня Кали существует в 12-ти проявлениях-ипостасях: богиня Созидания, Кали Сохранения, Поражения, Ограничения, Разрушения, Погибели, Кошмара, Богиня Галлактического Яичка, Кали Высшего Сияния, Страшного Огня Времени, Величавого Времени и Кали Бесстрашия.
Все эти формы производят постепенный переход сознания к просветлению через приятие всех объектов окружающего мира, как части собственного Я, и себя, как мира.
Таким макаром, разрушение есть стирание границ меж разными формами существования.
Богиня Кали уничтожает двойственность мира и сомнения.
Образ этого божества содержит в себе огромное количество знаков: ее четыре руки олицетворяют как стороны света, так и главные чакры; три глаза — три главные силы, на которых лежит вся философия индуизма: созидание, сохранение и разрушение; гирлянда черепов — вереницу перевоплощений человека, а отсеченная голова — освобождение от эго; голубий цвет кожи — вечность; труп под ее ногами — бренность телесной оболочки; кровавый язык — гуну раджас, а темные волосы — чистоту сознания.
Мы лицезреем, что богиня Кали воплощает внутри себя все главные идеи и принципы индуизма, пусть даже в необычной и, может быть, даже отталкивающей форме. Она символизирует нескончаемую жизнь и победу над мелочными заботами о теле, невежеством и злыми силами.
Невзирая на то, что ее изредка приравнивают к главным богам индуизма, ее образ, непременно, является соответствующим примером для тех, кто стремится к постижению восточной философии. Ведь Кали — это к тому же нескончаемый баланс, и гармония, единство созидательного и разрушительного начала в форме дамского божества.