Культура древнего Китая.
Своими корнями культура старого Китая уходит в глубочайшее прошедшее. Она отличается богатством духовных и вещественных ценностей, также большой жизнестойкостью. Бессчетные бунты, вояки и разрушения, совершаемые завоевателями, не сломили и не ослабили эту цивилизацию, не порушили ее главные ценности и эталоны.
В протяжении всей истории культура старого Китая старалась сохранить свою монолитность и не потерять активность. Любая эра оставляла после себя большущее наследство самобытных, различных и неподражаемых по красе и мастерству памятников. Творения живописи, зодчества, архитектуры и ремесел являются неоценимыми реликвиями культурного наследства этой страны.
Культура старого Китая коротко
Архитектура
Совместно с проникновением на местность Китая буддизма (VI в. до н. э), тут начинают появляться культовые сооружения – пагоды и скальные монастыри. Состоят они из нескольких сотен малых и огромных гротов, расположенных в толще горы.
С 1127 г. сооружают 1-ые дворцы, храмы и монастыри. Строятся они в большей степени из дерева, бамбука, глины, тростника.
В эру правления правителя Хань интенсивно возводятся погребальные комплексы, оформленные росписями, рельефами и увенчанные скульптурами мифологических животных.
Многие строительные сооружения Китая имеют одну общую черту — это приподнятые углы крыши, в итоге чего кровля кажется немного прогнутой.
Статуя
Появление этого вида искусства связано с развитием ремеслиничества. Китайцы делают глиняние изделия и декорируют их яркой росписью в виде сеток, спиралей и раковин. Также возникают ритуальные сосуды, погребальные урны и другие предметы.
Возникновение скульптур, изделий из камня и кости, также бронзовых сосудов, увенчанных золотом и драгоценными камнями относят к 2 в. до н.э. В 4 в до н.э. начинается активное создание фарфора и лаковых изделий.
Художественная культура старого Китая отражает главные духовные ценности конфуцианства и даосизма:
- Духовное совершенство.
- Близость природы и человека.
- Поиск гармонии в явлениях природы (животных, цветах, деревьях).
Эти эталоны поспособствовали формированию уникального эстетического сознания. Культура старого Китая пронизана мыслями гармонического соединения мира вокруг нас и человека. Это отражается как в каллиграфии, так и в живописи.
В классической культуре Китая письменность рассматривается как отдельная область эстетики и этики, ведь личное типичное написание иероглифов отражает духовные переживания создателя. Давно каллиграфическим письменам придавалось волшебное значение, потому их хранят в каждом доме. Китайцы считают, что иероглиф является безупречной моделью художественного произведения, потому что в нем смешиваются простота формы, символичность, глубина и строгость.
Одним из высших достижений культуры этой страны является живопись на свитке. Этот новый вид искусства стопроцентно освобожден от декоративной функции, он сотворен только для созерцания. Главные жанры, в каких писали на свитке – это портрет (бытовой, исторический), пейзаж, жанр «цветочки и птицы».
В китайском портрете соединены реалистическая достоверность и символичность, мало граничащая с карикатурностью. Картины отличает то, что каждый предмет, изображенный на ней, глубоко символичен. Цветок, дерево, птица либо животное охарактеризовывает определенный поэтический образ. Так сосна символизирует долголетие, аист – святость и одиночество, а тростник – счастье и стойкость. Классические пейзажи создавались в форме вытянутого свитка, это помогало сделать чувство обширного места.
Все произведения древнекитайского искусства несут внутри себя нравственный смысл и идею самосовершенствования человека, побуждая восторгаться красотой природы и качественной работой мастера. Видимо потому краса и выразительность, которую несет внутри себя культура старого Китая, восхищает ценителей красивого. Она открывает новое видение мира и новейшую эстетику.